05.08.2008 04:02
Экономика

С помощью сельхозкооперации на Тамбовщине пытаются вывести село из кризиса

чтобы вытащить деревню из нищеты
Текст:  Евгений Писарев Алексей Хрусталев (Тамбовская область)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №0 (4721)
Читать на сайте RG.RU

Возрождение тамбовской сельхозкооперации проходит на руинах советской. В Западной Европе - это испытанная и самая распространенная форма экономической самоорганизации граждан. У нас - попытка вывести село из кризиса.

Бег в мешках

В России кооперацию внедряли либеральные дворяне для облегчения жизни крестьян. Прижилась она и среди казачества. На кооперативной основе и принципах полного самоуправления создавали свои коммуны анархисты-синдикалисты.

Но советская сельхозкооперация оказалась под партийным контролем и существовала вопреки природным принципам - была чем-то вроде бега в мешках. Тем не менее на ее долю приходилась треть товарооборота страны, потребительские объединения выходили на международный рынок. У них нередко появлялись товары, которые в городе имели хождение только в сфере теневого бизнеса. Правда, в пору тотального дефицита импортный ширпотреб доставался главным образом районному начальству.

Но даже в изуродованном виде кооперативы дотянули до сегодняшних дней. Ведь городские коммерсанты в глубинку едут неохотно, а отдельные коробейники погоды там не делают. И дело не столько в расстояниях и разбитых дорогах, сколько в низкой покупательной способности сельского населения. А кооператоры, где родились - там и пригодились. Да и получение прибыли - для них не главная цель.

Потребкооперация на Тамбовщине возрождается на развалинах советской.

- Но только там, где в нашем распоряжении сохранилась собственность, - уточняет председатель областного потребительского союза Дмитрий Лагутин. - Безвозвратно ее лишились, в частности, в Моршанском районе, где перерабатывающие предприятия пошли с молотка.

Странные люди

Оставшаяся собственность, в основном, в аренде у предпринимателей - кооператорам не хватает оборотных средств. Крупные инвесторы готовы работать с потребсоюзами, но их интересует собственность как таковая. Образно говоря, они готовы купить дойную корову, но - на мясо.

В лучшем положении оказались кооперативы, работающие в райцентрах. Прочные позиции занимает райпотребсоюз "Единение" Тамбовского района - рядом областной центр, а это гарантия товарооборота. В потребительских кооперативах Сосновского района удалось сохранить не только магазины и предприятия общественного питания, но и единственную в области заготовительную контору. В районе, где практически нет промышленного производства, а обычная торговая сеть развита слабо, союз кооператоров - крупнейший налогоплательщик.

По словам председателя совета потребительского общества "Первомайское" Надежды Маликовой, принадлежащий кооператорам магазин выручил в июне 256 тысяч рублей, четверть из которых - чистая прибыль. Правда, по ее же признанию, это нетипичный случай: обычно такие "точки" дают выручку 70-80 тысяч. А хлеб, который выпекают кооператоры, - натуральный, без разрыхлителей и добавок. Такого и в Тамбове давно не делали.

Первомайские кооператоры на обычных коммерсантов не похожи. Гуманисты, можно сказать. Например, собственное кафе охотно предоставляют для проведения всякого рода торжеств, но арендной платы не берут. Экономическая жизнь в кооперативе поддерживается за счет инвестиций его членов и средств населения. Вклады некоторых составляют 200-300 тысяч рублей. Проценты невысокие, но доверия к "своим" больше, чем к банкам.

Армия спасения

На сельскую кооперацию легла и социальная миссия. Для некоторых населенных пунктов она - своего рода армия спасения. Например, в том же Первомайском районе потребительское общество "Сельское" занимается закупкой свинины у населения. Причем кооператоры не обдирают крестьянина, как заезжие перекупщики. Покупают мясо по божеской цене - 100 рублей за килограмм и продают по божеской - по 120.

- Мы работаем по простой и надежной схеме, - поясняет председатель общества, потомственный кооператор Иван Илясов. - Продавец принимает у хозяина заказ, и, когда набирается хотя бы килограммов 50, мы забираем мясо на реализацию в магазин. С перекупщиками из Москвы, которые приезжают каждое воскресенье и скупают говядину по дешевке, конкурировать трудно. Они расплачиваются сразу. Мы себе такого позволить не можем…

Вклады некоторых членов кооперативов составляют 200-300 тысяч рублей. Проценты невысокие, но доверия к "своим" больше, чем к банкам

Потребительские кооперативы, в том числе снабженческие и закупочные, конечного продукта не производят. Это обстоятельство лишает возможности получить льготный кредит. Зато банки дают средства на закупку скота на убой, поэтому кооператоры задумываются о создании бойни, нацеливаются на государственные поставки мяса. Такого рода действия могут умерить аппетиты перекупщиков.

Забытое старое

В 2007 году сельские кооператоры оказали услуги на 76 миллионов рублей - в 14 раз больше, чем в предыдущем. Правда, возрождение началось почти с нуля, потому и показатели впечатляющие. Но главное, что кооперация живет и решает свои экономические вопросы самостоятельно.

Потребительские и кредитные кооперативы, созданные в половине китайских деревень, стали одним их секретов благополучия Поднебесной. Это самый прозрачный вид экономической деятельности, благодаря которой цепочка "деньги - товар - деньги" работает без сбоев и дефолтов.

Теперь представим российское село, где все жители - члены кооперативного общества. Прибыль они могут использовать для ремонта водопровода или содержания детского сада. Причем в полном согласии с местной властью, которая тоже состоит в кооперативе и контролирует расходы. При этом перекупщикам придется закупать мясо через общество, а значит - торговаться, а не пользоваться безвыходным положением владельца личного подворья.

Местное самоуправление получило властные полномочия с пустой казной. Пополнить ее проще и надежнее через кооперацию. Но такую, при которой все налоги остаются на территории, где живут члены кооператива…

В новой экономической политике середины 20-х годов по сути не было ничего нового. Обжегшись на военном коммунизме, большевики отпустили экономические гайки, разрешили кооперативы, и продовольственный рынок мгновенно отреагировал, наполнившись товарами. "Стала оперяться моя кооперация", - справедливо заметил певец революции. Крестьяне, очухавшись от политических потрясений, начали объединяться в товарищества по совместной обработке земли, почувствовали самостоятельность. Власти всерьез испугались и провели коллективизацию. Под жестким контролем оказались и потребкооперативы. Поэтому ожидаемое возрождение села - это прежде всего возрождение кооперативного движения. В том виде, в каком оно было 100 лет назад.

Прямая речь

Василий Гусев, заместитель начальника управления сельского хозяйства:

- Прямого участия в деятельности кооперативов государство не принимает. Но оказывает им поддержку, что предусмотрено федеральной и областной программами развития АПК. Работающему кооперативу безвозмездно выделяются средства на обустройство, мебель, оргтехнику, связь. Государство помогает также в подготовке кадров и информационном обеспечении. Два раза в год за счет бюджета в Тамбове проходят 72-часовые программы обучения кооператоров. Но главное - полное субсидирование процентной ставки по кредитам. 95 процентов погашает федеральный бюджет, 5 - областной. В рамках программы развития АПК значительно увеличены суммы кредитов: "короткого" - до 15 миллионов рублей, "длинного" - до 40. С начала реализации в регионе нацпроекта "Развитие АПК" кооперативам выдано кредитов на 160 миллионов. Залоговый фонд администрации области - из объектов муниципальной и государственной собственности (в том числе здания сельхозуправления) - составляет 200 миллионов. Отдача от этой работы уже ощутима. Особенно в Сосновском, Токаревском, Бондарском, Жердевском районах. Конечно, если бы все налоги оставались у членов кооператива и использовались на общественные нужды, это было бы идеальным вариантом развития кооперации. Но в любом случае у нее хорошие перспективы.

АПК Тамбовская область Центральная Россия