06.08.2008 03:00
Экономика

На московских вокзалах пассажиров заставляют платить лишние деньги за билет

Прокуратура выяснила, как отпускников заставляют платить лишнее за проезд на курорты
Текст:  Наталья Козлова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4722)
Читать на сайте RG.RU

Многие отпускники, отправляясь на отдых, даже не замечают, что еще не доехав до моря, уже платят дополнительные деньги за ненужную услугу.

Речь идет о страховом полисе, который они получают на некоторых вокзалах вместе с билетом. Людям никто не объясняет, что они, приобретая билет, уже автоматически страхуются от несчастных случаев на дорогах. И вторая страховка им не обязательна.

В связи с массовым сезоном отпусков Московская транспортная прокуратура провела широкомасштабную проверку вокзалов. На прокурорском языке такая работа называется проверкой исполнения законодательства о защите прав потребителей.

Оказалось, что защищают права отъезжающих и прибывающих на вокзалах не то чтобы совсем плохо, но с существенными недостатками, а где-то и на грани нарушения закона.

В первую очередь прокуроры поинтересовались, кто и как продает людям билеты. И увидели, как весьма любопытно работали кассиры на Ярославском и Казанском вокзалах. Там в окошечках билетных касс сидели дамы, как бы на двух стульях - билетного кассира и страхового агента некоего ОАО. Эти дамы одновременно с продажей проездных документов заключали с отъезжающими договоры добровольного страхования без согласия пассажиров, то есть в принудительном порядке. Выглядело это так - человек покупал билет и одновременно с билетом ему вручалась страховка. Стоила она 50 рублей с человека. Если ехать в отпуск всей семьей, то выходит накладно. Почему такая "забота" о пассажире - нарушение? Все дело в том, что по указу президента (от 07.07.1992 г. N 750 "Об обязательном личном страховании пассажиров"), покупая билет, граждане и так оказываются застрахованными.

Стоит включенная в билет страховка 2 рубля 30 копеек. Добавляя к этой страховке еще одну, но уже ценой в 50 рублей с человека, кассиры нарушают закон. Эти полсотни стоит умножить на те сотни тысяч билетов, которые раскупаются в отпускной сезон. И понять, какую сумму берут с нас из воздуха страховщики с помощью кассиров. Во-первых, они не спрашивают граждан, а нужна ли им вторая страховка. И не объясняют, что эти 50 рублей с человека - не обязательный платеж, а их доброе желание.

По результатам проверки транспортная прокуратура вынесла представление гендиректору страховой фирмы В. Мартьянову и начальнику Московского железнодорожного агентства по обслуживанию пассажиров В. Бутовцу. Прокуроры по требовали устранить нарушения закона и перестать обманывать людей. Но на вокзалах, как оказалось, не испугались прокурорского гнева.

На днях на Савеловском вокзале сотрудникам редакции как ни в чем не бывало продали железнодорожные билеты и отдельно страховые полисы "добровольного" страхования пассажиров от той же фирмы, которую помянули прокуроры в предостережениях. Повторилась картина, уже знакомая прокурорам по другим вокзалам, - людей не предупреждали, что они уже застрахованы при покупке билетов, а дополнительная сумма в 50 рублей - просто их "подарок" страховщикам. Выходит, что сразу после проверки прокуроров все вернулось на круги своя и в каждом окошке Савеловского вокзала у кассирш лежат стопки дополнительных дорогих страховок, которые всучиваются людям в обязательном порядке.

Вот как прокомментировал корреспонденту "РГ" эту ситуацию заместитель Московского межрегионального транспортного прокурора Мурад Кехлеров:

- Одновременная продажа билетными кассирами проездных документов и заключение договоров добровольного страхования без согласия гражданина является грубейшим нарушением гражданского законодательства. В данном случае страхование производится принудительно, без согласия человека.

В ходе вокзальной проверки транспортная прокуратура смогла обнародовать и такие общие цифры. За полгода на столичных вокзалах оформлено 333 нарушения законодательства о защите прав потребителей. Цифра не очень хорошая. Это всего на одно нарушение меньше, чем год назад. Значит, картина невнимательного отношения к правам потребителей стабильна и к лучшему не меняется.

Товары и цены Железные дороги Охрана порядка