Сегодня управление Судебного департамента в Брянской области отмечает свое десятилетие. Создание этой структуры совпало с началом реформы третьей власти. Но и сейчас она продолжается - Брянская область, в числе других регионов России, готовится к очередным преобразованиям. Одно из них - укрупнение районных судов.
Об итогах десятилетия и предстоящих переменах мы беседуем с начальником управления Судебного департамента, государственным советником Российской Федерации 1 класса Николаем Анатольевичем Сергеевым.
Российская газета: Что такое суд, знают даже дети. А вот управление Судебного департамента?
Николай Сергеев: Это федеральная государственная структура, которая обеспечивает судебную систему кадрами, финансами, техникой. Приобретаем и ремонтируем здания, развиваем информационную систему, которая делает суды прозрачнее и доступнее. За десять лет департамент стал неотъемлемой частью судейского сообщества. При этом важно помнить, что нам запрещено вмешиваться в осуществление правосудия.
РГ: Удалось ли выстроить отношения с судами?
Сергеев: Уверен, что удалось. И прежде всего - благодаря улучшению финансирования. Если вспомнить, то когда-то суды обеспечивались бюджетными средствами лишь на треть от своих потребностей. Почти все "присутственные места" находились в аварийных зданиях, судьи получали мизерную зарплату, по двое или даже по трое ютились в тесных кабинетах. Но ведь это не развлекательные заведения - требовалось соблюдать стандарты правосудия. Федеральный закон передал функции организационного обеспечения третьей власти от Минюста России новому федеральному государственному органу. Постепенно росло финансирование: с 850 миллионов рублей в 1998 году до 50 миллиардов рублей - в прошлом. Брянское управление департамента началось с коллектива, который работал на общественных началах - первую зарплату сотрудники получили спустя 4 месяца. Стоявшие у истоков Олег Овсянников, Борис Либер, Надежда Комарова, Геннадий Пирожок сегодня с улыбкой вспоминают первые трудности.
РГ: Хотя вас назначили новым начальником управления 10 мая 2007 года, предполагаю, что ваша работа - не сплошные улыбки.
Сергеев: Разумеется, забот хватает. Главная из них - состояние зданий судов области. Для районных и городских судов мы приобрели 14 новых зданий и еще 3 построили, их общая площадь превысила 3 тысячи квадратных метров. В целом площади судебных помещений приросли на 60 процентов и стали гораздо удобнее. В планах на ближайшую перспективу - улучшение состояния зданий Унечского и Жуковского судов. В Трубчевске, Карачеве и Рогнедино они будут капитально отремонтированы уже в этом году.
РГ: Каким требованиям должно соответствовать здание современного суда?
Сергеев: Для судей, их помощников, секретарей, делопроизводителей нужны просторные кабинеты, отдельные залы для рассмотрения уголовных и гражданских дел, а также помещения для посетителей, комнаты для прокуроров и адвокатов, конвойные помещения. Сейчас этим требованиям вполне соответствуют многие суды нашего региона , и в первую очередь - Бежицкого, Жирятинского, Фокинского районов и города Дятьково. Думаю, брянцы это заметили.
РГ: Предстоит укрупнение судов. Не получится ли так, что недавно отремонтированные здания останутся невостребованными?
Сергеев: Оно не предполагает, что райцентры останутся без своей Фемиды. Сегодня в одиннадцати районах работают трехсоставные суды - председатель и два судьи. Зачем потребовалось укрупнение? Если городской судья рассматривает 30-40 дел в сяц, то сельский - полдесятка. Отсюда - процессуальные задержки, дело может рассматриваться не месяц, а два, например. Понятно, что нагрузку нужно выравнивать. Предполагается объединение судов Красной Горы и Гордеевки, Рогнедино и Дубровки, Жирятино и Выгоничей. Укрупнены будут все трехсоставные суды. Возможно, часть судей перейдут туда, где нагрузка максимальная. Но для населения ничего не изменится: людям не придется ездить в соседний район. Убежден, что укрепится и независимость судей от местных чиновников.
РГ: Насколько удалось с помощью развития информационных систем сделать работу судов более открытой для граждан?
Сергеев: Сейчас у всех судей есть компьютеры, созданы локальные сети, в которые включены 735 автоматизированных рабочих мест. Сайты информируют о результатах рассмотрения дела в судах. К сожалению, федеральное законодательство еще не определило, какие решения и в какой форме можно обнародовать. Ясно, что ограничения коснутся гарнизонного военного суда. Брянская область одной из первых опробовала систему "Правосудие". До конца года каждое рабочее место будет компьютеризировано. Правда, тут палка о двух концах: техника и программы слишком быстро устаревают. А ведь в системе "Правосудие" 27 подпрограмм!
РГ: Десять лет в области работал 141 федеральный судья, сейчас их 201. Достаточно?
Сергеев: Сейчас резерв на замещение должностей федеральных и мировых судей составляет около двухсот человек. Мы уверены, что здоровая конкуренция полезна: чаще жесткий отбор квалификационной коллегии успешно проходят мировые судьи либо работники аппарата, что закономерно.
РГ: Обычный человек старается обойти суд стороной. Он уверен, что столкнется с волокитой и невниманием…
Сергеев: Надеюсь, что причин для такого пессимизма будет с каждым годом меньше. В районных судах предполагается открыть приемные, в которых будут работать юристы. Если не можете написать грамотное заявление или не знаете, куда обратиться, вам помогут. До начала процесса встреча с судьями будет ограничена, это снимет с них нагрузку. В зданиях судов появится отдельная зона для посетителей. В Бежицком суде уже сейчас есть особый подъезд для горожан. Главной задачей Брянское управление Судебного департамента считает прозрачность работы судей и их независимость. За десять лет мы изрядно приблизились к этой цели, за что благодарен всем своим коллегам.