В краевом правительстве заверили, что ликвидация государственным высшим учебным заведениям не грозит, но некоторые из них могут быть объединены.
Реформа высшей школы, о которой говорили несколько лет, началась. Первым ее шагом стало создание двух крупных учебных центров в Ростове-на-Дону и Красноярске - Южного и Сибирского федеральных университетов, объединивших под своей эгидой по нескольку вузов. На базе ЮФУ и СФУ планируется отработать схему дальнейшей реконструкции вузовского образования.
Парадоксальная ситуация складывалась в последнее время в стране: из-за демографического спада число абитуриентов сокращается, а количество университетов, академий и институтов растет. Вузовский диплом теряет престиж, зачастую перестает быть показателем образованности.
Вот и назрел вопрос объединения, а то и просто ликвидации некоторых высших учебных заведений, не отвечающих современным требованиям.
- Вузам Красноярского края закрытие не грозит, - считает начальник отдела агентства профессионального образования и науки краевого правительства Андрей Иптышев. - Но об их интеграции речь может зайти. Именно этот путь избрала зарубежная высшая школа. В Австралии, к примеру, соблюдается следующая пропорция: на миллион человек должен быть один вуз. В крае же с трехмиллионным населением их 12. Однако у нас в этой области есть уже достаточно большой опыт, полученный при создании Сибирского федерального университета.
Дело еще и в том, что в регионе нет конкурирующих вузов: каждый из них специализируется на подготовке специалистов в своей сфере. К примеру, СФУ в экономике ориентируется на информационно-коммуникационную, топливно-энергетическую, горно-металлургическую и строительную отрасли. СибГТУ - на лесной комплекс. СибГАУ - на космическую промышленность. Эти направления не могут быть закрыты, иначе край попросту останется без квалифицированных кадров.
Дублируются в учебных заведениях лишь отдельные, зачастую престижные специальности, прежде всего гуманитарного цикла. Они и могут быть сконцентрированы под общей "крышей". Допустим, федерального университета. При этом, возможно, будет сокращено количество платных мест.
- На учащихся возможные перемены не должны отразиться, - заверил Андрей Иптышев. - В федеральном законодательстве есть норма, согласно которой на 10 тысяч жителей должно быть не меньше 170 бюджетных мест.
По мнению ректора СФУ Евгения Ваганова, количество давно пора заменить качеством.
- Во времена Советского Союза, - делится своей точкой зрения с "РГ" ректор, - в России было 600 вузов, сейчас с учетом филиалов их насчитывается более 3 тысяч, но все ли они соответствуют мировому стандарту - большой вопрос. С ростом количества учебных заведений упал общий уровень их работы. Об этом говорилось и на заседаниях попечительских советов двух федеральных университетов - Южного и Сибирского. Открыть новый вуз сейчас гораздо сложнее, чем закрыть. Конечно, сокращение - мера непростая. Но если мы поставили целью повышение уровня высшего образования, то численность высших учебных заведений, наверняка, станет значительно меньше.
Николай Дроздов, ректор Красноярского государственного педагогиЧеского университета, доктор исторических наук:
- Есть ли в объединении вузов логика? С одной стороны, это, конечно, сэкономит бюджетные средства, позволит создать крупные научные конгломерации, подтянуть до современных требований слабые высшие учебные заведения и тем самым серьезно поднять качество образования. С другой же стороны, сливать вместе учреждения, имеющие разный профиль, - совершенный нонсенс. На гуманитарные факультеты, в том числе на внебюджетные места в некоторых технических вузах, и сегодня ведь многие поступают охотно, а инженерные специальности там укомплектовать не могут. Свою особую специфику имеют педагогические учебные заведения. Учитель должен не только прекрасно знать материал, но и иметь представление о психологии детей, владеть современными образовательными технологиями. Только благодаря содействию губернатора наш педагогический университет не вошел в состав СФУ. Так что, прежде чем приступать к укрупнению, нужно получить четкое представление о целях и задачах этого процесса.