Вчера Кировский районный суд признал виновным в получении взятки преподавателя омского филиала Санкт-Петербургского университета гражданской авиации. За десять тысяч рублей обвиняемая обещала абитуриентам хорошие оценки на экзаменах и гарантировала поступление в вуз.
На сегодняшний день в Прииртышье зарегистрировано около трехсот преступлений коррупционной направленности. Почти половина - в сфере образования. Пользуясь своими полномочиями, сотрудники учебных заведений все чаще оценивают знания студентов в денежном эквиваленте.
- В настоящий момент возбуждено четыре уголовных дела в отношении преподавателей автодорожной академии и аграрного университета, - сообщил "РГ" начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции областной прокуратуры Сергей Цериградских. - Платные зачеты за текущие дисциплины у них были поставлены на поток. Всего лишь за одну сессию следствию удалось установить пятьдесят эпизодов взяток.
Требовал у подопечных "добровольной материальной помощи" и еще один лектор. Размер "поддержки" зависел от желаемой оценки. Так, "тройка" стоила полторы тысячи рублей, за "четверку" необходимо было отдать уже три тысячи, а цена за "пятерку" в зачетной книжке назначалась в зависимости от благосостояния студента. С каждого будущего инженера экзаменатор требовал расписку в том, что деньги были пожертвованы "на развитие кафедры" и никаких претензий к преподавателю ученики не имеют. В суде эти расписки стали вещественным доказательством.
- На самом деле случаев вымогательства в системе образования в разы больше, чем удается выявить, - не скрывает Сергей Цериградских. - Проблема в том, что доказать факт получения взятки крайне сложно, поскольку в ней заинтересованы обе стороны. Преподаватели пополняют свой карман, а незнающие предмет студенты получают хорошие оценки и стипендию.
Не отстают от преподавателей и врачи. Деньги у пациентов в основном вымогают за проведение операций "на должном уровне" и выдачу внеплановых больничных листов.
В этом году за отправку на лечение здоровых омичей были осуждены травматолог одной из городских поликлиник и заместитель главного врача больницы. Листки нетрудоспособности они выписывали всем желающим за символическую сумму - тысячу рублей.
Но чаще всего о вымогательстве медиков пациенты предпочитают не распространяться. Ведь они уверены, что от хорошего расположения доктора напрямую зависит состояние их здоровья.
Аналогичная ситуация сложилась и в отношении коррумпированных чиновников. В народе говорят о том, что взяточничество среди служащих процветает, однако до суда доходят лишь единицы дел по факту получения "липких" денег. Предпринимателям невыгодно сдавать с потрохами своих благодетелей, поэтому, как правило, мздоимцы выявляются только в тех случаях, когда речь идет о неприкрытом вымогательстве.
Самое громкое последнее дело о взяточничестве в Прииртышье - суд над бывшим главным архитектором Советского административного округа. За лоббирование интересов коммерсантов при выборе земельных участков чиновник потребовал полтора миллиона рублей. Его взяли с поличным при получении задатка - ста тысяч. Позже выяснилось, что жил архитектор крайне непритязательно, а на преступление его толкнули обстоятельства. Что называется, бес попутал. Надвигался юбилей свадьбы, и чиновник решил сделать супруге праздничный сюрприз. Теперь ему придется провести за решеткой пять лет.
Между тем максимальное наказание, предусмотренное статьей 290 УК РФ "Получение взятки", - двенадцать лет лишения свободы. Но омские суды к крайней мере никогда не прибегают. В прошлом году только половина дел по этой статье закончилась реальными сроками. Остальным чиновникам назначили условное наказание.
Кстати, по официальным данным, довольно часто фигурантами дел о взятках становятся и сотрудники правоохранительных органов, которые подобные преступления должны выявлять по закону.
Недавно тюремную прописку получили три бывших милиционера и один сотрудник госнарконтроля. Пользуясь тем, что сроки за сбыт и хранение наркотиков существенно увеличились, аферисты в погонах вымогали деньги у родителей наркоманов. Арестован и дознаватель Ленинского УВД, требовавший десять тысяч рублей за прекращение дела. Задержан гаишник, попросивший у водителя полторы тысячи за несоставление протокола за нарушение правил дорожного движения.
Всего на долю стражей порядка приходится около семи процентов коррупционных преступлений. Впрочем, некоторые дела о взяточничестве людей в погонах до широкой общественности не доводятся. Подразделения собственной безопасности предпочитают не выносить сор из избы и увольняют нечистых на руку сотрудников.
Впрочем, редко какой водитель согласиться написать заявление в милицию на автоинспектора, избавившего его от протокола за символическое вознаграждение. Как правило, нарушители сами пытаются всеми способами "умаслить" стража порядка и первыми предлагают взаимовыгодную сделку.
Чтобы отбить у людей желание добровольно платить мзду чиновникам, в регионе все чаще стала использоваться другая статья уголовного кодекса - "Дача взятки". Она предусматривает не менее серьезное наказание - до восьми лет лишения свободы.
Недавно при попытке "задобрить" оперативного работника была задержана владелица магазина в Омском районе. Не имеющая лицензии на торговлю спиртным предпринимательница хотела замять дело за десять тысяч рублей. Теперь по решению суда ей придется выплатить триста тысяч штрафа - чтобы в следующий раз неповадно было.
В этом году за дачу взятки должностным лицам уже осуждены восемь омичей.
- Обе стороны должны нести ответственность за совершение преступления, - уверен Сергей Цериградских. - Человек освобождается от наказания только в том случае, если деньги у него действительно вымогали либо он добровольно сообщил о взятке в правоохранительные органы.
Кстати
Сегодня в областной прокуратуре работает новый отдел по противодействию коррупции. Он создан специально для проведения целенаправленных оперативных прокурорских проверок и розыскных мероприятий. Специалисты полагают, что новая структура поможет более эффективно выявлять взяточников и "дарителей".