13.08.2008 04:55
Экономика

Северяне неделями не могут добраться домой и дождаться продуктов

Северяне неделями не могут добраться домой и дождаться продуктов
Текст:  Наталья Гречина (Мурманск)
Российская газета - Мурманская область: №0 (4727)
Читать на сайте RG.RU

Жители трех отдаленных сел Мурманской области вынуждены сутками сидеть в райцентре "на чемоданах". Они не могут вернуться домой, поскольку летом в их деревни можно добраться только по воздуху. Однако вертолет летает всего раз в две недели и не может взять на борт всех желающих. Есть ли выход из этой ситуации, попытался разобраться  корреспондент "РГ".

Выяснилось: основная причина "воздушного кризиса" - финансовая несостоятельность отдаленных муниципалитетов.

Муниципальное образование Ловозеро, пожалуй, самое крупное сельское поселение в России. Его территория равна пяти миллионам гектаров - две трети площади Мурманской области. На таких просторах - всего четыре села. Плотность населения здесь такова, что если бы Ловозерский район находился в пределах столичного Садового кольца, то по Красной площади проходил бы один человек в неделю.

И если в районный центр Ловозеро доехать можно без особых проблем, то в отдаленные Краснощелье, Каневку и Сосновку  дорог вообще нет. Зимой добираются снегоходами или вездеходом. Летом единственная связь с Большой землей - самолет или вертолет.

Сейчас жители отдаленных сел вынуждены сутками сидеть в Ловозере в ожидании вертолета. Студенты не могут попасть к родным на каникулы, отпускники - вернуться домой.

В принципе, авиакомпания готова предоставить чартерный рейс, но большинству селян такой полет не по карману.

Дело в том, что регулярные пассажирские авиаперевозки частично оплачиваются за счет бюджетных средств. Это позволяет селянам покупать билеты со значительной скидкой. Но она предоставляется лишь на рейсы, которые заказывает и оплачивает муниципалитет. А его финансовые возможности ограничены.

В прошлом году на дотирование авиаперевозок областной бюджет выделил сельскому поселению Ловозеро 9,7 миллиона рублей. В нынешнем  целевой дотации муниципалитет не получил. Она растворилась в общей сумме средств, переданных сельскому поселению на "выравнивание бюджетной обеспеченности" вместе с деньгами на ремонт школ, дорог, жизнеобеспечение.

В настоящее время три отдаленных поселка, где живут меньше тысячи человек, "съедают" львиную долю бюджета всего Ловозерского района. В Краснощелье, Каневку и Сосновку даже продукты приходится завозить по воздуху. Если сахар, соль, муку, крупу и консервы туда доставляют зимой тракторами, то скоропортящиеся продукты можно подвозить лишь самолетом или вертолетом.

Проблема усугубляется тем, что авиационная компания, которая обслуживает ловозерские села, ежеквартально поднимает тарифы. А зимой у нее не было средств на покупку топлива для самолета "Ан-2", поэтому муниципалитету пришлось  оплачивать полет вертолета "Ми-8", что вдвое дороже. При этом часть бюджетных денег в прямом смысле была выброшена в воздух , поскольку большие вертолеты зимой летали полупустыми.

Глава сельского поселения Ловозеро Светлана Пидгаецкая рассказала корреспонденту "РГ", что в других отдаленных муниципалитетах услуги авиакомпаний, работающих на внутренних рейсах, обходятся в полтора-два раза дешевле.

Несколько лет назад взлетно-посадочные полосы в селах областные власти передали региональной авиакомпании. На их содержание у области тогда просто не хватило денег. Предполагалось, что авиаперевозчик сможет привести в порядок и достойно содержать сельские аэродромы. Однако увеличившиеся расходы компания тут же заложила в тарифы. Она не запрещает другим авиапредприятиям пользоваться взлетно-посадоч-ными полосами, однако стоимость этой услуги отпугивает конкурентов. Так что, по сути, региональная компания стала монополистом. При этом взлетно-посадочные полосы давно не ремонтируются, а парк самолетов и вертолетов  не обновляется.

У авиаторов свои резоны - на цену влияют затраты на содержание большого хозяйства, а стало быть и немалого штата сотрудников, и постоянное повышение цен на топливо.

Как рассказала Светлана Пидгаецкая, в Ловозере пытались своими силами найти выход из транспортного тупика. Хотели даже приобрести болотоход, но даже он не преодолеет ловозерские топи.

А вот в Терском районе, где также есть два отдаленных села, от услуг региональной авиакомпании отказались. Местный рыболовецкий колхоз взял в аренду два вертолета. И теперь услуги по перевозке пассажиров и доставке грузов на побережье Белого моря обходятся муниципалитету значительно дешевле.

Комментарий

Валентин Викторов, начальник отдела транспорта и коммуникаций областного департамента промышленности и транспорта:

- В правительстве Мурманской области уже прорабатывается вопрос о приобретении аэродромов местных воздушных линий в региональную собственность. Ведь практически по всей стране они, как и аэропорты, принадлежат государству. Мы уже вышли с соответствующим предложением к авиакомпании, и она с ним согласилась. Таким образом, авиационная компания избавится от лишних расходов и снизит стоимость летного часа. Тогда она сможет конкурировать с другими предприятиями на общих основаниях. Вместе с тем необходимо предусмотреть в бюджете и средства на покупку и содержание аэродромов. С предложением о выделении необходимой суммы мы намерены выйти в областную Думу, надеюсь, депутаты нас поддержат. И в следующем году ситуация с авиаперевозками в Ловозерском районе должна разрешиться.

Справка "РГ"
В настоящее время система расселения Мурманской области представлена шестью крупными населенными местностями, в которых проживает 99,4 процента всех жителей области. Остальная часть территории области относится к зонам преимущественно "очагового" расселения. Сейчас в регионе насчитывается 136 сельских населенных пунктов, в которых проживает 8,5 процента населения. В 29 населенных пунктах люди практически не живут, то есть каждое пятое село не имеет жителей. Плотность населения в регионе за последние годы уменьшилась с 6,7 до 5,9  человек на 1 квадратный километр.

Авиатранспорт Регионы Мурманская область Северо-Запад