Жители трех отдаленных сел Мурманской области вынуждены сутками сидеть в райцентре "на чемоданах". Они не могут вернуться домой, поскольку летом в их деревни можно добраться только по воздуху. Однако вертолет летает всего раз в две недели и не может взять на борт всех желающих. Есть ли выход из этой ситуации, попытался разобраться корреспондент "РГ".
Выяснилось: основная причина "воздушного кризиса" - финансовая несостоятельность отдаленных муниципалитетов.
Муниципальное образование Ловозеро, пожалуй, самое крупное сельское поселение в России. Его территория равна пяти миллионам гектаров - две трети площади Мурманской области. На таких просторах - всего четыре села. Плотность населения здесь такова, что если бы Ловозерский район находился в пределах столичного Садового кольца, то по Красной площади проходил бы один человек в неделю.
И если в районный центр Ловозеро доехать можно без особых проблем, то в отдаленные Краснощелье, Каневку и Сосновку дорог вообще нет. Зимой добираются снегоходами или вездеходом. Летом единственная связь с Большой землей - самолет или вертолет.
Сейчас жители отдаленных сел вынуждены сутками сидеть в Ловозере в ожидании вертолета. Студенты не могут попасть к родным на каникулы, отпускники - вернуться домой.
В принципе, авиакомпания готова предоставить чартерный рейс, но большинству селян такой полет не по карману.
Дело в том, что регулярные пассажирские авиаперевозки частично оплачиваются за счет бюджетных средств. Это позволяет селянам покупать билеты со значительной скидкой. Но она предоставляется лишь на рейсы, которые заказывает и оплачивает муниципалитет. А его финансовые возможности ограничены.
В прошлом году на дотирование авиаперевозок областной бюджет выделил сельскому поселению Ловозеро 9,7 миллиона рублей. В нынешнем целевой дотации муниципалитет не получил. Она растворилась в общей сумме средств, переданных сельскому поселению на "выравнивание бюджетной обеспеченности" вместе с деньгами на ремонт школ, дорог, жизнеобеспечение.
В настоящее время три отдаленных поселка, где живут меньше тысячи человек, "съедают" львиную долю бюджета всего Ловозерского района. В Краснощелье, Каневку и Сосновку даже продукты приходится завозить по воздуху. Если сахар, соль, муку, крупу и консервы туда доставляют зимой тракторами, то скоропортящиеся продукты можно подвозить лишь самолетом или вертолетом.
Проблема усугубляется тем, что авиационная компания, которая обслуживает ловозерские села, ежеквартально поднимает тарифы. А зимой у нее не было средств на покупку топлива для самолета "Ан-2", поэтому муниципалитету пришлось оплачивать полет вертолета "Ми-8", что вдвое дороже. При этом часть бюджетных денег в прямом смысле была выброшена в воздух , поскольку большие вертолеты зимой летали полупустыми.
Глава сельского поселения Ловозеро Светлана Пидгаецкая рассказала корреспонденту "РГ", что в других отдаленных муниципалитетах услуги авиакомпаний, работающих на внутренних рейсах, обходятся в полтора-два раза дешевле.
Несколько лет назад взлетно-посадочные полосы в селах областные власти передали региональной авиакомпании. На их содержание у области тогда просто не хватило денег. Предполагалось, что авиаперевозчик сможет привести в порядок и достойно содержать сельские аэродромы. Однако увеличившиеся расходы компания тут же заложила в тарифы. Она не запрещает другим авиапредприятиям пользоваться взлетно-посадоч-ными полосами, однако стоимость этой услуги отпугивает конкурентов. Так что, по сути, региональная компания стала монополистом. При этом взлетно-посадочные полосы давно не ремонтируются, а парк самолетов и вертолетов не обновляется.
У авиаторов свои резоны - на цену влияют затраты на содержание большого хозяйства, а стало быть и немалого штата сотрудников, и постоянное повышение цен на топливо.
Как рассказала Светлана Пидгаецкая, в Ловозере пытались своими силами найти выход из транспортного тупика. Хотели даже приобрести болотоход, но даже он не преодолеет ловозерские топи.
А вот в Терском районе, где также есть два отдаленных села, от услуг региональной авиакомпании отказались. Местный рыболовецкий колхоз взял в аренду два вертолета. И теперь услуги по перевозке пассажиров и доставке грузов на побережье Белого моря обходятся муниципалитету значительно дешевле.
Валентин Викторов, начальник отдела транспорта и коммуникаций областного департамента промышленности и транспорта:
- В правительстве Мурманской области уже прорабатывается вопрос о приобретении аэродромов местных воздушных линий в региональную собственность. Ведь практически по всей стране они, как и аэропорты, принадлежат государству. Мы уже вышли с соответствующим предложением к авиакомпании, и она с ним согласилась. Таким образом, авиационная компания избавится от лишних расходов и снизит стоимость летного часа. Тогда она сможет конкурировать с другими предприятиями на общих основаниях. Вместе с тем необходимо предусмотреть в бюджете и средства на покупку и содержание аэродромов. С предложением о выделении необходимой суммы мы намерены выйти в областную Думу, надеюсь, депутаты нас поддержат. И в следующем году ситуация с авиаперевозками в Ловозерском районе должна разрешиться.
Справка "РГ"
В настоящее время система расселения Мурманской области представлена шестью крупными населенными местностями, в которых проживает 99,4 процента всех жителей области. Остальная часть территории области относится к зонам преимущественно "очагового" расселения. Сейчас в регионе насчитывается 136 сельских населенных пунктов, в которых проживает 8,5 процента населения. В 29 населенных пунктах люди практически не живут, то есть каждое пятое село не имеет жителей. Плотность населения в регионе за последние годы уменьшилась с 6,7 до 5,9 человек на 1 квадратный километр.