15.08.2008 07:00
В мире

Грузинская армия сжигала дома в Южной Осетии вместе с жителями

Грузинская армия сжигала дома в Южной Осетии вместе с жителями
Текст:  Владимир Богданов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4730)
Читать на сайте RG.RU

Следственный комитет при прокуратуре РФ вчера возбудил по факту убийства граждан России в Южной Осетии уголовное дело по статье УК - "геноцид". Об этом сообщил помощник председателя Следственного комитета Игорь Комиссаров.

Это уже третье уголовное дело, которое возбуждено бригадой следователей. Первое было заведено 8 августа по факту умышленного убийства российских военнослужащих. Второе появилось позже по статье УК "убийство двух и более лиц общеопасным способом".

Одно из обвинений может быть предъявлено лично президенту Грузии Михаилу Саакашвили. Как заявила корреспонденту "РГ" официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева, российское законодательство предусматривает привлечение к уголовной ответственности иностранных граждан, совершивших преступление против интересов РФ.

- В основу будущего обвинения в отношении Саакашвили могут лечь показания и доказательства, которые сейчас собираются российскими следователями. Они могут быть представлены и в международные суды, - сказала Гриднева.

По указанию Генерального прокурора РФ Юрия Чайки создана специальная бригада работников прокуратуры, которая будет оказывать юридическую помощь в составлении обращений и жалоб в Европейский суд по правам человека и Гаагский международный уголовный суд по преступлениям против мирного населения Южной Осетии. Аналогичная бригада создается и для юридической помощи жителям Абхазии.

Во Владикавказе и населенных пунктах Южной Осетии уже работают примерно 100 следователей. Их работой непосредственно на месте руководит глава Следственного комитета Александр Бастрыкин. Он прибыл в Цхинвал в сопровождении охраны, при этом у него самого на поясе был пистолет. Сейчас его подчиненные проводят экспертизу тел убитых граждан России, проживавших в Южной Осетии, а также тел грузинских военнослужащих.

Начались допросы оставшихся в живых грузинских солдат. Уже выяснилось, что в нападении на город принимали участие граждане некоторых иностранных государств. Каких, уточнять в Следственном комитете не стали. Допрашивают катапультировавшегося пилота грузинского самолета Су-25, подбитого в небе над Цхинвалом. После неудачного приземления пилот сломал себе обе ноги. Он находится в одной из больниц Владикавказа , но не понимает ни по-грузински, ни по-русски, ему предоставили переводчика с английского. Не исключено, что он может оказаться выходцем из арабских стран.

Опрашиваются сотни свидетелей и пострадавших. По словам официального представителя Следственного комитета Владимира Маркина, допросы проходят в очень тяжелой психологической и моральной обстановке. Многие люди до сих пор не могут прийти в себя после пережитого кошмара.

- Часто нашим следователям, - заявил он корреспонденту "РГ", - приходится вызывать врачей, чтобы успокоить допрашиваемых свидетелей. Многие начинают рыдать, вспоминая погибших родственников и друзей.

Маркин рассказал некоторые подробности из уже запротоколированных показаний о преступлениях грузинских военных в Южной Осетии. Жительница села Дменис рассказала, что мирные жители в ночь штурма Цхинвала на 8 августа не стали укрываться в подвалах, поверив обещаниям президента Грузии Михаила Саакашвили не применять силу.

- Ночью начался массированный обстрел, - заявила она. - Стреляли по жилым домам из установок залпового огня "Град", танков и минометов. Утром 8 августа люди стали убегать в лес. Около тысячи человек, одетые в натовскую униформу, полукругом окружили село и расстреливали в спину спасавшихся бегством людей, в том числе стариков и женщин.

А вот что рассказала Анна Кокоева, бывший сотрудник смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта.

- Ближе к 12 ночи начался ужасный обстрел. Это было полной неожиданностью. Наш дом был расположен рядом с одним из городков миротворцев. Эти городки были одним из основных объектов обстрела. Мы уже никуда не могли выйти из дома, так как велся артиллерийский огонь. Вместе с соседями мы спустились в подвал. Всю ночь велся огонь, ни минуты не смолкал. У меня был ребенок, девочка трех с половиной лет, тоже не спала всю ночь, тоже боялась, потом начали вести огонь по нашему зданию, наш подвал начал рушиться. Я сидела и ждала, когда нас убьют или завалят стены. Я надеялась, что мой ребенок умрет быстро, без мучений.

Глава Знаурского района Южной Осетии Инал Пухаев рассказал следователям, что в его районе от рук грузинских военных погибли десятки женщин и детей.

- В уничтоженных грузинами селах Хетагурово и Сарабук под завалами домов остались женщины с детьми, которые не успели выехать в Джаву, - заявил он.- Агрессоры расправились со всеми мирными жителями в захваченных населенных пунктах. Грузинские солдаты увезли в неизвестном направлении большую группу молодых женщин села Хетагурова. Участь их неизвестна.

По свидетельству жительницы селения Дменис Илоны Джиоевой, "боевые самолеты грузинской армии нанесли бомбовые удары по домам мирных жителей, а затем в село вошли солдаты, которые в упор расстреливали стариков, женщин и детей". По убегающим людям грузины стреляли в упор, раненых добивали выстрелами в голову. Из ее села в живых остались единицы.

В одном из сел в Знаурском районе грузины заживо сожгли в одном из домов нескольких девушек. "Они согнали их как скот, закрыли в доме и подожгли, - заявили свидетели.- Мы видели, как танк в другом месте проехал по старой женщине, убегавшей вместе с двумя детьми. Видели, как зарезали полуторагодовалого ребенка".

Ко вчерашнему дню следователи допросили около 200 грузинских военнослужащих, участвовавших в нападении. Как сообщил полномочный представитель главы Южной Осетии в России Дмитрий Медоев, эти военнослужащие сегодня работают на восстановительных работах в Цхинвале.

- Среди них рядовые, сержанты, полковники,- заявил он, - но дальнейшая их судьба неизвестна.Они все рассказали, их показания задокументированы, и нам они не нужны. Мы готовы их выдать по первому требованию, но за все это время не было не то что требований, но даже просьб со стороны Грузии.

Южная Осетия Криминал