В областях Верхней Волги местные власти, выступая арбитрами, пытаются свести к минимуму взаимные претензии музейщиков и представителей епархий. Некоторые нюансы, касающиеся возвращения Русской православной церкви ее имущества, выяснила корреспондент "РГ".
У каждого своя служба
Начиная с 2002 года только в Костромской области в собственность местной епархии передано 32 религиозных объекта федерального и регионального значения, еще 14 находятся у церкви в пользовании. В Ярославской области на сегодняшний день Православной церкви переданы 277 храмов и 21 монастырь.
Однако иногда получается так, что церковь имущество приобретает, а музеи, которые располагались в церковных зданиях чуть ли не с 20-х годов прошлого века и долгие десятилетия хранили памятники культуры и искусства, его утрачивают.
Осенью 2002 года начался громкий конфликт музея "Ипатьевский монастырь" и Костромской епархии. После передачи ей отнятого у музея Нового двора на его территории сгорела деревянная церковь XVIII века. Сотрудники музея напрямую связали эти два события. Но спустя два года весь монастырь перешел в безвозмездное пользование церкви. Музею, который в год посещало до 200 тысяч человек, никаких помещений не предоставили, все его коллекции тоже отдали церкви.
Насилу утих конфликт между Угличским государственным историко-архитектурным и художественным музеем и Ярославской и Ростовской епархией.
- В 2004 году Ярославская епархия и музей договорились о совместном использовании Спасо-Преображенского собора, там начались службы, - говорит директор музея Валерий Денисов. - Музей принял на себя трудности, связанные с ночными богослужениями, с внедрением в интерьер обширных торговых прилавков, координацию отношений с туристическими предприятиями. В соборе то и дело срабатывала противопожарная сигнализация - датчики реагировали на дым от свечей.
При этом все расходы по содержанию и охране, по уборке и реставрации продолжал нести музей. Однако в начале 2007 года Ярославская епархия предложила музею в кратчайшие сроки принять решение о передаче здания Спасо-Преображенского собора и здания колокольни ансамбля Угличского кремля в безвозмездное пользование епархии. Работники музея выступили с открытым протестом, аргументируя свою позицию тем, что именно музей проводит в Угличе государственную политику в области сохранения наследия, основанную на строгом учете исторических и культурных ценностей. Музей ведет дорогостоящую реставрацию икон и настенной живописи, вместе с городскими властями осуществляет ремонт и реставрацию архитектурных памятников города, и поэтому собор должен и впредь оставаться частью государственного музея. По заявлению епархии прокуратура провела проверку, однако закон оказался на стороне музейщиков.
Коллекции попросили
- Вопрос о передаче Ярославской и Ростовской епархии угличского Спасо-Преображенского собора и колокольни еще не решен, он находится в стадии обсуждения, - сообщил председатель комитета историко-архитектурного наследия Ярославской области Юрий Аврутов. - Конечно, там может быть храм, использующийся по прямому назначению. Но при этом должны учитываться и интересы музея - если его коллекции располагались в храме, то для них должны быть предоставлены равноценные площади.
По словам Юрия Иосифовича, именно по этой причине "буксует" передача части площадей Борисоглебского монастыря епархии - их занимает музей "Ростовский кремль".
В среде музейных работников Ярославля ходят разговоры о том, что Ярославская епархия имеет виды на уникальный ансамбль Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника.
- У нас в фондах находится более 300000 единиц хранения, это одна из самых больших музейных провинциальных коллекций, - говорит директор историко-архитектурного музея-заповедника Елена Анкудинова. - Значит, в соответствии с законом площади нам должны предоставить адекватные по объему, причем не на окраине, а в историческом центре города, потому что сегодня мы находимся в эпицентре туристического оборота.
Лекция для настоятеля
К сожалению, при рассуждениях о правах на владение историческими реликвиями зачастую упускается из виду наиболее важная часть проблемы - собственно сохранность памятников. Представители музеев не скрывают: они бы и передали памятники церкви, если бы были уверены, что за ними будет осуществляться должный уход. В знаменитом владимирском Успенском соборе, расписанном Андреем Рублевым, после передачи его РПЦ нарушается температурно-влажностный режим, не соблюдается установленное количество богослужений. Естественно, для таких древних памятников, для фресок, для икон нужен щадящий режим. Фрески закоптились, на них появились осыпи. В Паисиевом Успенском монастыре XVII века (Костромская область) сбиты фрагменты цоколей, завышен уровень пола. В Яковлевской церкви Спасо-Яковлевского монастыря (Ростов Великий) по приказанию настоятеля была сбита роспись начала XIX века с панорамой города.
- Наш комитет контролирует памятники, находящиеся в пользовании и у музеев, и у епархии, - говорит Юрий Аврутов. - Мы обязательно контролируем и сохранность переданных объектов, и те работы, которые на них ведутся, чтобы они не навредили памятнику.
В Костромской области проверки соблюдения законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия также проходят регулярно. И как сообщает и.о. директора департамента культурного наследия Светлана Шаповалова, отдельные факты нарушений также выявляются.
- Мы вместе обсуждаем, какие нарушения есть и как их избежать впредь, - поясняет Юрий Аврутов. - Более того, мы организуем учебу для представителей епархии с приглашением реставраторов очень высокого уровня. Взаимодействие и понимание в этой части есть, если и происходят какие-то нарушения, то они быстро исправляются. Я считаю, что у нас в области все вопросы по передаче имущества РПЦ решаются довольно корректно.
Кирилл, архиепископ Ярославский и Ростовский:
- Церковь занимает однозначную позицию по поводу передачи храмов и монастырей, церковных зданий. То, что строилось для молитвы и для Бога нашими предками, должно использоваться по прямому назначению. Всегда пытаются противопоставить музей и церковь. Но церковным имуществом в том же Ярославле владеют не только музейные структуры. О тех храмах, которые переданы Ярославской епархии, церковь заботится по мере сил и возможностей. Храм Спаса на Городу в Ярославле, переданный ровно пять лет назад, который долгие годы был никому не нужен, сейчас слывет образцовым. На приведение Толгского монастыря в порядок ушло 20 лет. Из руин поднялись многие обители земли Ярославской. И это при том, что со стороны государства финансирования практически нет. А вот Спасо-Преображенский монастырь (ныне музей-заповедник) при господдержке как смотрелся убого, так и смотрится. Я с болью смотрю на стены кремля в Ростове Великом. Это величайшее сооружение, которому нет равных в мире. И в каком убогом состоянии находится этот прекрасный памятник! Неужели всю заботу об этом национальном достоянии обязан нести местный музей или власти Ярославской области? К сожалению, никаких региональных ресурсов на это не хватит.
Виктория Горшкова, заведующая отделом древнерусского искусства Ярославского художественного музея:
- Недопонимание между музейными работниками и РПЦ действительно есть, и основано оно на разном отношении к памятникам. Церковь относится к ним как к своей собственности, заботится об их внешнем благолепии, которое зачастую вредит их сохранности. Мы же за культурное наследие отвечаем перед государством, которое передало нам памятники на ответственное хранение. Да, в музеях находятся памятники древнего религиозного искусства - но у нас другого-то в то время не было! Наверное, грамотный и взвешенный путь - это изготовление хороших копий, подготовка квалифицированных реставраторов для храмов и монастырей, хранение древних памятников в церквах по образцу Толгской иконы Богоматери. После передачи этой иконы монастырю там были выполнены все требования, которые предъявляет государство к сохранению древних памятников. Сейчас икона находится в щадящих условиях: в крестные ходы ее не носят, киот не открывают, за ней осуществляется постоянный надзор со стороны музея, реставраторов и Толгского монастыря. Древняя икона сохраняется и одновременно она утешает верующих. Это тот взвешенный, цивилизованный, уважительный к русской истории и культуре путь, которым следует идти.