Вчера в ГИБДД прошло совместное совещание госавтоинспекции и частных перевозчиков. Повод весомый: число аварий с участием "Газелей" неуклонно растет.
На улице Герцена маршрутка врезалась в стоящую на обочине иномарку. Шофер и два пассажира легковушки госпитализированы. "Шумахер", как выяснилось, был нетрезв. На пешеходном переходе улицы Интернациональной под колеса "Газели" попал подросток. Водитель уже более тридцати раз оштрафован за езду без правил, но законопослушнее не стал.
У инспекторов ГИБДД накопилось немало и других претензий к водителям частных автобусов. В ходе последнего рейда они снимали на видеокамеру все, что происходит на дорогах города. Выводы не радуют.
- Нередко "газелистов" не останавливают красный свет светофора, встречная полоса, пешеходный переход. Многие паркуются в запрещенных местах, - сообщил корреспонденту "РГ" начальник отделения автотехнической инспекции ГИБДД УВД-2 по Центральному округу Михаил Лебедев. - Игнорируют водители и обязательный медосмотр. Вместо положенных восьми крутят баранку по 12 часов в сутки. Вчера пассажирский микроавтобус врезался в дерево: водитель заснул за рулем.
- У нас нет выбора, - признался корреспонденту "РГ" шофер Денис Погодин. - Жесткий график - единственная возможность свести концы с концами. Ежедневно я должен отдавать шефу 900 рублей. Дешевый проезд и высокие цены на топливо за восемь часов не дают возможности заработать больше. А у меня семья. Потому и приходится пахать до полуночи.
По словам водителей, сегодня в Омске много дублирующих друг друга маршрутов. В борьбе за пассажира они и гоняют наперегонки. Результат - аварии, особенно вблизи автобусных остановок. Одна из самых опасных - "Голубой огонек", где, по словам "газелистов", нет кармана для парковки. Влияет на аварийность и качество дорог. В Амурском поселке, например, из-за ям и колдобин - ежедневные пробки. Водители не находят ничего лучше, кроме как объезжать заторы по обочине, а это тоже далеко не безопасно.
Уволить нерадивых шоферов владельцы маршрутов не могут, ссылаясь на острый дефицит специалистов.
- Зарплата у нас невысокая, условия работы непростые. Поэтому выбирать не приходится, - разводит руками предприниматель Леонид Грибанов. - Вчера, например, по собственной глупости водитель попал в аварию и разбил "Газель". Вместо того чтобы заняться ее ремонтом и заплатить штраф, уволился. А почему бы и нет, ведь по новым правилам вся ответственность за ДТП лежит не на нем, а на владельце машины.
Впрочем, у законодателей на этот счет свой резон. У владельца авто должен быть стимул в безопасной эксплуатации машины. Чтобы свести на нет возможность аварии, он вынужден заботиться о состоянии водителя и техники.
Так или иначе, но число ДТП с маршрутками растет. Только в Центральном округе с начала года произошло 32 аварии (на девять больше, чем год назад). Вина автоперевозчиков установлена в 11 случаях. Власти видят выход в ужесточении санкций, частники - в увеличении цены за проезд.