Впервые в своей современной истории город получил 600 миллионов государственных рублей на капитальный ремонт жилья. О том, удастся ли освоить эту сумму и не повлияют ли заявленные темпы на качество работы, наш разговор на "Деловом завтраке" в Сибирском представительстве "РГ" в Омске с первым заместителем мэра, директором департамента городского хозяйства Владимиром Потаповым.
Российская газета: Владимир Дмитриевич, как продвигается капитальный ремонт жилья? С какими проблемами приходится сталкиваться?
Владимир Потапов: Сегодня ремонт начат во всех 333 домах, которым оказана федеральная поддержка. Деньги мы перечислили на счета управляющих компаний и ТСЖ сразу после поступления. Одна из проблем, которую приходится решать, кадровая. За долгие годы простоя мы потеряли многих подрядчиков, которые переключились на строительство. Некоторые предприятия, подписавшие сразу несколько договоров на капремонт, переоценили свои силы и не смогли зайти на все объекты одновременно. В результате в 25 домах работы в срок не начались. Но время-то не ждет: скоро сезон дождей, необходимо срочно латать кровлю. Пришлось пойти на крайнюю меру и поменять "проблемные" команды. Сейчас ремонт идет полным ходом. На днях уже будут сданы первые дома в Советском, Октябрьском, Кировском округе. А сложности с подрядчиками послужили нам хорошим уроком. Теперь думаем о возрождении ремонтно-строительных управлений.
РГ: Каким образом будет контролироваться качество ремонта жилья?
Потапов: Ответственность за качественное и своевременное выполнение работ несут управляющие компании и ТСЖ. Принимать дом будет специальная комиссия, куда войдут представители общественности, окружной администрации и жилищной инспекции. У всех подрядчиков есть гарантийные обязательства, и исправлять ошибки они будут за свой счет. Но главные контролеры - это сами жильцы, ведь ремонтируют их личное имущество. Почти в каждом доме есть люди со строительными специальностями, и они не дают подрядчикам спуска. Недавно ко мне обратилась омичка и сообщила, что жильцы ходят сделать кровлю из качественных материалов, а строители утверждают, что выделенных денег не хватит. Однако женщина оказалась профессиональной сметчицей и поняла, что подрядчики лукавят. Пришлось пересчитать смету и согласиться с жильцами.
РГ: В какую сумму обойдется капремонт жильцам?
Потапов: Согласно закону жильцы обязаны собрать не менее пяти процентов от общей стоимости ремонта. В зависимости от объема сумма сборов с одной квартиры составляет от четырехсот рублей до восьми тысяч. Например, дом на улице Нефтезаводской получил около семнадцати миллионов рублей федеральной поддержки. Там сегодня ремонтируют не только кровлю, но и инженерные сети, электрику, фасад. Поэтому и сумма сборов с жильцов - соответствующая. Зато лет десять у них не будет болеть голова - все сделают сразу. К тому же им предоставлена возможность рассрочки выплаты - до Нового года.
РГ: Почему в городе не осталось бесплатных общественных туалетов? - интересуется омичка Оксана Сафьянова.
Потапов: Мы не видим в них необходимости. Сегодня их два - в Советском парке и парке культуры и отдыха. Ежегодно из бюджета выделяются деньги на их ремонт, однако содержать бесплатные туалеты слишком накладно. Но мы нашли им замену - за последние годы количество биокабинок в городе увеличилось с трех до двухсот - они установлены во всех общественных местах. В следующем году в городе появятся стационарные, теплые и передвижные туалеты. Но они тоже будут платными.
РГ: Федеральные деньги на капитальный ремонт дорог в Омске не перечислены до сих пор. Что будете делать?
Потапов: К сожалению, повторяется прошлогодняя ситуация, когда асфальт укладывали перед заморозками. Дорожники сделали все возможное - но у технологического процесса свои правила - землю не обманешь. По весне выявилась масса недоделок, которые сегодня подрядчики устраняют за свой счет. Тем не менее другого выхода нет. В этом году у нас две дороги, которые ремонтируются с участием федерации - улица Орджоникидзе и вторая очередь улицы 10 лет Октября. Здесь планируется освоить около восьмисот миллионов. Деньги должны поступить в конце августа, но мы уже начали работы за счет городского бюджета - чтобы ускорить процесс. Одновременно идет мелкий, текущий ремонт дорог в каждом округе. На эти цели из местного бюджета выделено свыше ста миллионов рублей. Проблема еще и в том, что некоторые магистрали до сих пор не находятся у нас на балансе. В этом году нам впервые выделили деньги на их инвентаризацию. За два года на каждую дорогу планируется составить паспорт. Тогда мы будем точно знать, в каком состоянии она находится и что предстоит делать в первую очередь.
РГ: Техника, обслуживающая дороги, давно нуждается в замене. Как обновляется автопарк?
Потапов: Действительно, сегодня около восьмидесяти процентов автопарка в окружных службах подлежит списанию. Ежегодно поступают новые партии машин - но этого мало. В первую очередь нуждается в замене снегоуборочная техника. По Омску до сих пор ездят ЗИЛы-130. Некоторым из них уже пора ставить памятник, трудятся более тридцати лет. Сейчас мы добиваемся того, чтобы заменить их на самосвалы. Это и экономически выгодно: на ЗИЛе можно перевезти пять тонн снега, а на самосвале новой модификации - сорок тонн. Думаю, к зиме вместо раритетов на омских дорогах все-таки появятся современные машины.
РГ: Почему в городе не ремонтируются тротуары? Кто должен отвечать за состояние плитки, по которой невозможно ходить? - спрашивает пенсионерка Надежда Яковенко.
Потапов: Ремонт тротуара - это функция муниципалитета, и мы обязаны ее выполнять. Но нельзя отделять тротуары от магистралей - это единая дорожная сеть, включающая в себя также ливневку, освещение, светофоры, зеленые насаждения. Поэтому пешеходные дорожки приводятся в порядок одновременно с ремонтом магистралей. А за состояние плитки на тротуарах отвечает окружная дорожная служба. Есть определенные стандарты, которые нельзя нарушать, но некоторые предприниматели пытаются сэкономить и выкладывают перед своими офисами дешевую и гладкую плитку, совершенно для этих целей не предназначенную. На такой тротуар можно пожаловаться в административно-техническую инспекцию, которая обязательно найдет и накажет виновных.
РГ: Насколько город готов к зиме?
Потапов: Где-то объекты готовы наполовину, где-то на восемьдесят процентов. Но везде уже сделано самое главное - промывка и опрессовка труб, наладка узлов. Так что, если неожиданно грянут морозы - город не останется без тепла. В зиму войдем без проблем.
РГ: В городе стоят пустыми более шести тысяч квартир. Если при запуске тепла возникнет чрезвычайная ситуация - как будут ликвидироваться последствия? - спрашивает читатель - председатель общества защиты прав потребителей "Щит" Евгений Рабинович.
Потапов: Бесхозного жилья у нас нет. До тех пор пока помещение не продано, всю ответственность за его содержание несет застройщик. В случае затопления он обязан возместить убытки соседям. Такие прецеденты в Омске уже есть. Как правило, суды заставляют владельцев пустых квартир выплачивать сумму ущерба, возникшего в результате аварии.
РГ: Кто будет обслуживать дома, не определившиеся со способом управления?
Потапов: По закону они выставляются на конкурс. Беда в том, что не наблюдается желающих взять их под свое крыло. Эти дома проблемные - неперспективные, менее платежеспособные. Поэтому управляющим компаниям не выгодно с ними работать. Сегодня в Омске около тысячи жилых зданий, оставшихся без хозяина. А месяц назад таких домов было более трех с половиной тысяч. Мы делаем все возможное, чтобы жильцы не лишились обслуживания, но понимаем - эти дома обречены. Они никогда не попадут в программу по капитальному ремонту, а перекидывать средства с одного дома на другой управляющим компаниям нельзя по закону. Единственный выход - постепенно сносить бараки и старые двухэтажки и расселять жильцов.