27.08.2008 02:00
Общество

Лицеям и гимназиям "особого статуса" запретили проводить экзамены при приеме первоклашек

Школам запретили отбирать талантливых первоклашек
Текст:  Татьяна Ермошкина (Нижний Новгород) Ольга Кочеткова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4737)
Читать на сайте RG.RU

С этого года лицеям и гимназиям "особого статуса" запрещено проводить экзамены и тестирование при приеме первоклашек. Не потеряем ли мы, выполняя букву закона, талантливых детей?

Те родители, чьи чада не смогли пройти интеллектуальный и психологический ценз, но хотели бы учиться в престижной школе, ликуют. Теперь стать ее учеником можно, просто вовремя заняв очередь и по месту жительства. А недавно все было иначе. Во всех образовательных учреждениях повышенного статуса уже первоклашек отбирали по результатам экзаменов, собеседований и тестов. Случалось, что даже очень талантливым ребятам специалисты давали отвод до следующего года, пока те не будут готовы к повышенным нагрузкам. Ведь в таких школах с первого класса программа расширяется факультативами и специализированными кружками.

Попасть в элитную школу, в которой уровень образования действительно выше, хотят многие. Родители тех, кому не хватило баллов на экзамене, шли другим путем: предлагали спонсорскую помощь, которая нередко срабатывала. Но именно из-за жалоб некоторых родителей на якобы имевшие место поборы по школам прокатилась череда прокурорских проверок. И вот с 1 апреля директора набирают первоклашек в строгом соответствии с Законом "Об образовании".

Результат не заставил себя ждать. Детей, которые учились на подготовительных курсах, оказалось настолько много, что весной, когда обычно готовятся предварительные списки учащихся, в городе назрел грандиозный скандал: из почти 200 детей в первый класс одного из престижных лицеев могли попасть лишь 60. И теперь главным критерием был номер в очереди, а вовсе не способности. Родители дежурили ночами, записывали на ладонях номерки, устраивали перекличку, заверяли списки у нотариуса. Аналогичная картина наблюдалась и на пороге других элитных школ.

Казалось бы, восторжествовала справедливость. Но есть и другая сторона медали. Что было бы, если б, например, самый эрудированный мальчишка Артем, который уже в первом и во втором классах получал призовые

места на олимпиадах и в конкурсах, оказался бы 61-м в очереди. Или не успел бы попасть в список другой паренек, набравший на вступительных экзаменах 30 баллов (при 25 проходных). Лицей потерял бы одного из самых перспективных учеников.

Директора таких школ не скрывают, что они уже с первого учебного дня внимательно следят за своими будущими звездами. Более того, селекция начинается еще на подготовительных курсах, где детей готовят к лицейским требованиям. Школьные психологи утверждают, что именно в возрасте 4-5 лет надо культивировать таланты ребенка, корректировать его психологию, обучая усидчивости, трудолюбию, умению мыслить нестандартно. Именно благодаря такой кропотливой работе с детьми с первого школьного звонка школам удавалось завоевывать первые места на международных олимпиадах, получать гранты, иметь высокий процент поступления в профильные вузы, создавать крепкую связку "школа - институт", о которой так мечтают руководители высшей школы.

Что до так называемых поборов... Все платежи, размер которых определен документально, проходят через бухгалтерию, родителям выдают квитанцию об оплате. Например, в одной из школ суммы вполне адекватные - 7000 рублей родители платят единовременно при поступлении ребенка в первый класс и по 300 рублей ежемесячно все 11 лет. Это прописано в Уставе и никем не скрывается. Более того, на общем собрании "подготовишек" директор объясняет, зачем нужен фонд. Во-первых, на оборудование и ремонт школы, а во-вторых, именно на эти средства ездят по всему миру старшеклассники, участвующие в олимпиадах.

Образование