Лето - пора свободного времени. Студенты и школьники на законных каникулах, менеджеры, пользуясь летним затишьем, раньше времени сбегают из душных офисов.
Что на повестке выходного - шашлыки, кафе, билет в кино? Кино остается одним из классических способов летней жизни. Ходить в кино и быть в курсе последних мировых кинопремьер стало даже модно. Но понимаем ли мы до конца, что такое кинотеатр и зачем мы туда ходим?
Длинный темный коридор, вдалеке тускло мигает одинокая лампочка, воздух замер в напряженном ожидании. Вдруг из двери выскакивает монстр и с диким рыком бросается на хрупкую девушку. Вопль ужаса. А монстр спокойно и уверенно отрывает ей голову. Кровь заливает экран. Зал полон.
Такую картину можно наблюдать практически в каждом российском кинотеатре. С той лишь разницей, что где-то новые мягкие, удобные кресла и стереозвук, а где-то потертые деревянные сиденья и видавший виды киноэкран. Зато по всей стране с неизменным успехом идут ужасы и триллеры с заманчивыми названиями вроде "Темный этаж", "Психушка", "Дневники мертвецов", "Камера пыток", "Пила-4" или зубодробительные комедии как "Самый лучший фильм" или "Солдаты неудачи".
Эмоциональная недостаточность
- Наши кинотеатры показывают в основном бездумные, пустые картины, которые, как думают кинопрокатчики и владельцы кинотеатров, должны людей развлекать, - говорит режиссер Иван Дыховичный. - Очень мало кинотеатров, которые действительно хотят что-то показывать, остальные просто зарабатывают деньги и при этом пытаются убедить всех, что зритель хочет это смотреть. А зрителю часто просто не из чего выбирать, вот он и смотрит, что ему навязывают, а потом подсаживается на низкопробное кино как на наркотик.
Кинокритик Кирилл Разлогов не столь категоричен в оценке российского кинопроката. По его словам, у нас в кинотеатрах идет то же самое, что и во всем мире.
- Главная функция такой продукции, естественно, развлекательная, а эстетика и художественная ценность отходят на второй план, занимая скорее подчиненное положение, - объясняет он.
- Рассматривать кино как эстетическое производство не удается, - подхватывает психолог Ольга Маховская. - Это уже по своей сути пошлый, уличный жанр. Мы живем в такое время, когда высокие и низкие жанры тесно смыкаются и конкурируют между собой. Раньше было понятно: есть театр, а есть цирк. А сейчас большой вопрос, что назовут более "крутым".
Качество фильмов на самом деле мало волнует зрителей, люди идут в кинотеатры, чтобы получить удовольствие и испытать те эмоции, которых не хватает в жизни. Кирилл Разлогов называет это компенсацией эмоционального дефицита.
Наверное, поэтому зрители идут на такие фильмы, как "Камера пыток", где испытание болью проходит не любовь мужчины к своей беременной девушке, не любовь матери к сыну, а любовь двух гомосексуалистов, полицейского и преступника.
- Страх, ужас, сексуальное наслаждение, разврат - в кино и в литературе эти чувства переживаются в полной мере, потому что не ограничены, как в жизни, моральными, нравственными, культурными и экономическими причинами, - объясняет Кирилл Разлогов. - Люди по своей природе любопытны, им нравится разгадывать тайны - для них снимаются детективы, фантастические и мистические фильмы. Людям свойственно стремление к счастью - пожалуйста, романтические комедии и мелодрамы. В этом ряду особое место занимают фильмы ужасов и триллеры, пользующиеся у зрителя неизменной популярностью.
- Я очень люблю смотреть фильмы ужасов, - рассказывает 20-летняя Ольга. - Сидишь в темноте, нервы напряжены, а в самые ужасающие моменты кричишь от страха вместе со всем зрительным залом. Это хорошая эмоциональная разрядка.
Ольга Маховская объясняет, что фильмы ужасов и триллеры выполняют важную психологическую функцию. Это хорошее психотерапевтическое средство для невротиков. У современного человека появилось много новых страхов - люди боятся бедности, неудавшейся карьеры, терактов, войн. А пережить вместе искусственный страх, например, сидя в зрительном зале и следя за ужасами, разворачивающимися на экране, - это помогает освободить психику.
Трудности воспитания
На вопрос, кто ходит в кинотеатры, наши эксперты в один голос отвечают: молодые люди в возрасте до 30 лет, имеющие определенный достаток.
- Наступила эпоха нового русского гедонизма, - говорит Ольга Маховская. - Люди максимально тратят деньги. В основном по мелочам, потому что на крупное денег не хватает. Вот отсюда и берутся толпы хорошо одетых, веселых, заводных мальчиков и девочек, которые по выходным проводят время в кафе и кинотеатрах.
Иван Дыховичный в силу своей профессии постоянно ходит в кино, и зритель ему попадается самый разный.
- Иногда попадаю на залы, которые совершенно адекватны, а иногда на серьезной картине вдруг начинают хохотать, потому что вообще не врубаются в то, что им показывают, - делится он своими наблюдениями.
Современный зритель привык к тому, что все должно быть сказано своими словами, тупо, примитивно. Как только начинается усложнение, они делают вид, что они этого не понимают и всячески демонстрируют, что им это не нужно.
- Не понимаю, как это не нужно, - недоумевает Дыховичный. - Когда детей воспитывают, у них разве спрашивают, нужно ли им учиться, читать книжки. Дети сами по себе ничего не хотят делать, с нашей публикой такая же история.
- Но это вовсе не потерянное поколение, - настаивает Ольга Маховская. - Чем сильнее проявляется тенденция на прожигание жизни, тем ярче формируется другая - на созидание и строительство. Пусть таких ребят пока немного, но они учатся изо всех сил, всерьез занимаются своей карьерой. Им скучно смотреть пустые фильмы, вместо этого они читают книги, ходят в музеи и театры. Этому зрителю нужно совсем другое кино.
Попкорн
под запретом
- Кинотеатры очень субъективно подходят к подбору своего репертуара, - рассказывает заместитель директора Высшей школы журналистики ГУ ВШЭ Илья Кирия. - Они стремятся удовлетворить наиболее массовую публику и получить максимально возможный кассовый сбор. Показывать хорошие фильмы, которые, по их мнению, имеют мало шансов войти в топ-10 и даже топ-20 по кассовым сборам, они считают невыгодно.
Действительно, найти, где показывают новый фильм Кустурицы "Марадона" или "Мои черничные ночи" Вонга Кар Вайа сложно даже в Москве.
Продюсер Ирина Смолко объясняет это тем, что рынок кинопроката в России только формируется.
- Главная проблема в том, что в России элементарно не хватает кинотеатров, - объясняет она. - Если у нас в стране всего около полутора тысяч экранов, то в Америке их около 40 тысяч. Они могут позволить себе более дифференцированный подход к зрителю: здесь они показывают новые дорогостоящие голливудские шедевры, а здесь - авторское кино.
Кстати, три сети американских кинотеатров, претендующие на показы так называемого элитного "другого кино", прекратили продажу попкорна, чтобы хруст и чавканье не мешали зрителям.
Иван Дыховичный убежден, что кинопрокатчики напрасно недооценивают российского зрителя, который по своей природе умный, интересующийся, любопытный.
- Наш фестиваль "Завтра" собирал полные залы, - рассказывает он. - Люди устали от тупого кино. Им хочется воздуха, подъема, идеи, хочется, наконец, во что-то верить.
Новое поколение зрителей, которое сейчас растет, уже во многом упущено, считает Ольга Маховская. Они ходят в кино, но не так часто, как может показаться. Телевизор они вообще не хотят смотреть, потому что диваны перед телевизорами заняты другими членами семьи. Зато они подолгу сидят в Интернете. Что они там читают, смотрят - никто не контролирует. С этим зрителем очень трудно будет договариваться, потому что он очень своевольный и избалованный обилием информации. Затащить его в кинотеатр яркой рекламой будет сложно, потому что у него очень высокие запросы, и он четко понимает, что и зачем ему предлагают.
Лидеры российского кинопроката в августе:
Мумия-3, приключения
Хэнккок, боевик
Валли-и, мультфильм для семейного просмотра
Темный рыцарь, триллер
Хэллбой 2: золотая армия, приключения