Задание убрать за десять дней все бесхозные автомобили с городских улиц получили ГУВД Москвы, объединение административно-технических инспекций и префектуры города.
Об этом заявил первый заместитель мэра Москвы, руководитель комплекса городского хозяйства Петр Бирюков. Корреспондент "РГ" принял участие в операции по избавлению города от авторухляди.
Круговорот машин в природе
Давно ли любая машина - от "жигулей" до "запорожца" - для большинства москвичей была пределом мечтаний. Потом появились иномарки, которые долгое время большинству горожан были не по карману. Теперь достаток у жителей столицы вырос, к тому же банки наперегонки предлагают автокредиты. Результат налицо: в транспортном потоке столицы все больше новеньких авто. Форсированное обновление автопарка подтверждают и данные департамента транспорта и связи Москвы: ежегодно в городе добавляется 300 тысяч автомобилей. На этом фоне участь "прошлого на колесах" известна - оно догнивает свой век во дворах.
Вот и у дома N 17 по Грайвороновской улице в районе Текстильщиков, на юго-востоке столицы, мы увидели в хлам разбитую зеленую "шестерку". Представить, что этот ветеран родом из Тольятти когда-либо еще отправится в дорогу своим ходом, было невозможно. Такой же точки зрения, как выяснилось, придерживался и хозяин "жигулей". Он не имел ничего против их эвакуации, к тому же не потребовавшей лично от него никаких усилий.
- С начала года в городе убрано 7800 брошенных машин. Еще 245 находятся на контроле ОАТИ и будут эвакуированы в ближайшее время, - рассказал корреспонденту "РГ" Петр Бирюков.
"Брошенные автомобили занимают в городе место, которого не хватает для стоянок действующим авто, - объяснил озабоченность властей руководитель пресс-службы ОАТИ Евгений Жбанов. - Они мешают проезду машин "скорой помощи", пожарных, милицейских. Небезопасны и с точки зрения экологии: масло, антифриз, бензин часто подтекают, загрязняя почву. Да и вообще этот ржавый хлам уродует облик города".
Столичные власти время от времени предпринимают титанические усилия, чтобы очистить улицы от металлолома. Но делается это чаще всего так же, как сейчас, в авральном порядке. Предыдущий аврал был буквально два месяца назад.
Кто ищет, тот найдет
Что же мешает вести эту работу систематически? Дело в том, что понять, брошена машина или у хозяина в данный момент просто нет денег на ремонт, не так легко. "В постановлении правительства Москвы, которым руководствуются городские службы, четких критериев нет, - говорит вице-президент "Движения автомобилистов России" Леонид Ольшанский. - Там просто сказано, что вывозу подлежат разукомплектованные автомобили. А это понятие вполне растяжимое".
"Разбитой машина - с выбитыми стеклами, болтающимися дверями, спущенными колесами - может быть по разным причинам", - рассказала корреспонденту "РГ" руководитель Инженерной службы района Текстильщики Маритэ Арент. - Наше внимание привлекают прежде всего машины без номеров".
Их отсутствие - первый признак бесхозности автомобиля. Обнаружив такое авто, сотрудники инженерной службы направляют заявку на его вывоз в Генеральную дирекцию единого заказчика своего округа.
Хлопотнее всего властям иметь дело с брошенными авто, у которых номера сохранились. На той же улице Грайвороновской мы обнаружили иномарку, укутанную черной полиэтиленовой пленкой. Она явно побывала в ДТП и, судя по изуродованному кузову, восстановлению не подлежит. Но на машине имеются белорусские номера. А значит, есть и хозяин, без согласия которого авто, как и любое другое имущество, неприкосновенно. "В таких случаях мы обязаны создать комиссию из представителей ГУ ИС, ОВД и ГИБДД, которая попытается установить владельца, - рассказывает глава управы района Текстильщики Александр Найданов. - Для этого в ГИБДД и налоговую инспекцию будут направлены запросы. Если окажется, что хозяин живет не там, где обнаружена машина, а в другом округе или городе, то придется обращаться по месту регистрации владельца и пытаться получить его согласие на вывоз машины".
Впрочем, как уверяет Ольшанский, "Движение автомобилистов России" буквально завалено заявлениями ветеранов, у которых машины вывозят без спроса. Масса случаев, когда старика положат, скажем, в госпиталь на лечение, а по возвращении домой он обнаруживает, что машины под окном уже нет..."
Купите машину
Этот конфликт интересов длится в Москве не первый год. Городские власти не могут допустить превращения столицы в огромную автосвалку. Но то, что для них просто хлам, для владельцев отживших свое представителей отечественного автопрома нередко составляет гордость всей прошлой жизни. А потому расставаться со своими "железными конями" для них чрезвычайно тяжело.
Вопрос, как решить эту проблему, поднимается на протяжении всего последнего десятилетия. Мнения экспертов на этот счет можно поделить на две части. Представители первой призывают принять федеральный закон об утилизации автомобилей, в котором прописать ответственность владельца за брошенное авто, например в виде 30-150 долларов штрафа. Противники такого подхода напоминают, что подобная принудительная мера вступает в противоречие с международными нормами. И предлагают не наказывать владельцев старых автомобилей, а, напротив, поощрять (на ту же сумму - от 30 до 150 долларов в зависимости от состояния автомобиля), если кто-то сам позвонит и попросит вывезти его машину на свалку.
А если учесть, что эти деньги получат в основном пенсионеры и инвалиды - кто кроме них в городе продолжает еще держаться за свои потрепанные "копейки" или "ушастые" запорожцы? - то это смело можно будет считать еще одной адресной мерой поддержки правительства Москвы социально не защищенных граждан. В любом случае на фоне миллиардов рублей, которые тратит город за вывоз автохлама компаниям, занимающимся его утилизацией, расходы невелики. Зато одним поводом для конфликта с населением у властей уж точно станет меньше.