Согласно новому стратегическому документу, рассчитанному на 12 лет, Свердловская область должна остаться одним из локомотивов развития России. Однако на этом пути ей надо превратиться из паровоза как минимум в электровоз.
25 августа региональное правительство утвердило основные показатели инновационного варианта развития области до 2020 года. По этому сценарию через 12 лет по размеру валового регионального продукта (ВРП) Средний Урал должен сравняться с развитыми европейскими странами, выйдя на мировой уровень по доходам и качеству жизни.
Сравняться - значит производить этого самого ВРП на душу населения на 31,2 тысячи долларов, считая по нынешнему обменному курсу. При этом доля среднего класса обязана возрасти с 30 до 70 процентов, а бедных - снизиться до пяти процентов. По планам областного руководства, девять из каждых десяти семей к этому времени будут зарабатывать по 100 и более тысяч рублей, располагать не менее чем 40 квадратными метрами жилья на человека с учетом загородного дома или благоустроенной дачи, иметь доступ к современным медицине и образованию и питаться отнюдь не одной картошкой или макаронами. А средняя продолжительность жизни возрастет до 75 лет.
Вообще-то крайние сроки построения коммунизма в СССР миновали уже почти 30 лет назад. И даже с 2000 года, к которому Михаил Горбачев обещал каждой семье отдельную квартиру, немало воды утекло. Так что читатель с опытом вправе как минимум широко улыбнуться. Тем более тот, кто знает: даже за первые семь лет нового века, когда производство в опорном крае державы ежегодно росло более чем на восемь процентов, среднероссийского уровня он так и не достиг. По итогам 2007 года ВРП на душу населения Свердловской области составил 9,9 тысячи долларов США, в среднем по России - 13,9 тысячи.
Сценарий развития, учитывающий набранные темпы, тоже рассматривается и называется инерционным. Исходя из него, область через 12 лет может достигнуть лишь нынешнего уровня развитых стран. 23,4 тысячи долларов на душу - тоже в общем-то неплохо, однако не соответствует задачам, которые ставят сегодня перед страной и ее регионами федеральные власти.
На эти задачи, по словам регионального министра экономики Михаила Максимова, авторы стратегии и ориентировались, постаравшись конкретизировать тот светлый образ, который Свердловская область должна приобрести к обозначенному временному рубежу. В результате определили: чтобы достичь поставленной цели, надо приращивать не восемь, а свыше одиннадцати процентов в год. А для подтягивания социальной инфраструктуры, от которой зависит то самое качество жизни, к 2020 году предстоит более чем вчетверо - со 108 до 456 миллиардов рублей - увеличить текущие расходы консолидированного бюджета региона.
Если вы думаете, что инновационный сценарий стоило бы назвать оптимистичным, - напрасно. Такое определение получил третий вариант, исходящий из задачи не только догнать, но и перегнать Европу и США. Для этого, правда, надо поднять темпы развития еще на 2,5 процента в год. И привлечь в ближайшие 12 лет в качестве инвестиций не 5,7 или 7,4 триллиона рублей, как соответственно в двух других вариантах, а 9,7 триллиона.
Такой оптимизм явно считает утопией и сам Максимов. Но даже не столько потому, что подобных темпов на протяжении долгого времени в мире не показывала ни одна страна. Просто людей не хватит. Если для первого варианта области достаточно двух миллионов работников, для второго - на 157 тысяч больше, то третий вариант требует 2,3 миллиона. А это при обозримых демографических перспективах вряд ли возможно даже с учетом притока из других российских регионов и из-за рубежа.
В любом случае, считают авторы стратегии, к 2020 году должна существенным образом измениться структура областной экономики. Расти будут все отрасли, но некоторые - быстрее других. В частности, доля в ВРП традиционного сектора - производства сырья, в том числе металла, и строительства - должна сократиться с нынешних 32,8 до 25 процентов. А высокотехнологичного и инфраструктурного секторов - увеличиться соответственно с 17 и 42,6 до 24 и 45 процентов.
И еще одна цифра - наверное, самая емкая и показательная. Чтобы добиться поставленных целей, Свердловская область должна повысить производительность труда в четыре раза. Или как минимум втрое.
Реагировать на это можно тоже двумя способами. Первый - просто сказать, что это невозможно. Другой - воспринять существующий разрыв между нами и "ими" как задачу и потенциал развития. О том и говорит сегодня Максимов: раз они на Западе добились - значит, и мы сможем. Как именно, за счет каких механизмов, по словам молодого зампреда областного правительства, прояснится в 2009 году.
Михаил Максимов, первый заместитель председателя правительства, министр экономики и труда Свердловской области:
- Мы только в начале пути, у нас колоссальные резервы для дальнейшего роста. Ключевой, решающий момент - привлечь те дополнительные полтора-два триллиона рублей инвестиций, которые составляют разрыв между инерционным и инновационным вариантами развития. Поэтому сейчас принципиально изменить подход к работе с инвесторами. Не разрабатывать и предлагать пусть и важные, но частные проекты в той или иной отрасли, а создать системные условия для привлечения вложений. Убрать ненужные административные барьеры, чтобы инвестор мог думать только о том, как реализовать собственную бизнес-стратегию. А где именно: в торговле, сфере высоких технологий или другой отрасли - решать ему.