29.08.2008 05:00
Авто

Россия вышла на 13-е место в мире по объему выпуска автотранспортных средств

Российский автопром начинает "выезжать с обочины"
Текст:  Сергей Зыков
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4740)
Читать на сайте RG.RU

Результаты продаж автомобилей в нашей стране могут переместить Россию на 5-е и даже 4-е место в мире.

Об этом заявил вчера на Третьем московском международном автомобильном форуме директор департамента автопромышленности и сельхозмашиностроения Минпромторга России Алексей Рахманов. По его словам, по объему выпуска автотранспортных средств Россия заняла 13-е место в мире, и это несомненный успех. "Не исключено, что по продажам Россия может занять первое место в Европе", - подчеркнул Рахманов.

Обнародованные на форуме данные дают понять, что отечественный автопром медленно, но верно начинает "творческий подъем". В 2007 году в России произведено 1660 тысяч автомобилей. Это 2,3 процента от мирового производства. Эксперты предсказывают, что объем внутреннего российского авторынка в этом году должен достичь 3,5 миллиона автомобилей и 60-70 миллиардов долларов.

Впрочем, те же эксперты отмечают, что многие авто, которые курсируют на улицах страны, в среднем имеют возраст старше 10 лет. При этом только 10 процентов населения в состоянии приобрести новую машину. Но, по прогнозам, эта доля в ближайшее время может подняться до 60 процентов и вызвать волну покупок значительного масштаба.

При этом Россия будет все больше вовлекаться в зону внимания крупных мировых автопроизводителей. Определенные усилия предпринимаются правительством страны. По "Концепции развития автопрома в России", которая согласуется с принципами, изложенными в Стратегии развития страны до 2020 года, государство стремится исправить перекосы, возникшие в развитии отрасли.

Председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в автомобильной сфере Михаил Добындо, однако, заметил, что примерно половина машин в России - это импорт, а нужно, чтобы львиная доля машин была произведена на территории России. "Под российским производством, при этом следует понимать, - сказал Михаил Добындо, - не только чисто российские марки, но и любые иностранные, если они собраны в России. Сейчас реализуется именно такое принципиальное направление, и это верно, поскольку развитие автомобилестроения в стране связано с созданием новых рабочих мест, прогрессом в смежных областях, появлением новых технологий и так далее. Следует приветствовать в связи с этим организацию в Минпромторге России департамента автопромышленности и сельхозмашиностроения", - подчеркнул Добындо. По его мнению, выделение автостроения в отдельное, то есть приоритетное, направление в рамках Минпромторга России облегчит решение многих задач.

Директор компании Андрей Комаров тоже предположил, что Россия может стать крупнейшим рынком в Европе уже по итогам нынешнего года. Во всяком случае, по его словам, по итогам шести месяцев наша страна уже обогнала Германию. По данным национальной автомобильной федерации Германии, в первом полугодии 2008 года было зарегистрировано 1,63 миллиона автомобилей. Для сравнения - в России эта цифра составила 1,645 миллиона.

Тем не менее пока, по мнению ряда участников форума, приоритет госполитики остается в принципе "промышленной сборки". Это привело к тому, что наш рынок "отдан" 17 иностранным компаниям. И по-прежнему большая часть узлов собираемых у нас машин ввозится из-за рубежа. По мнению первого заместителя председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству и автомобильной сфере Александра Ковригина, ничего хорошего в этом нет, страна просто перекачивает валюту за кордон.

В свою очередь исполнительный вице-президент РСПП Андрей Свинаренко подчеркнул, что реформирование отечественного автопрома необходимо свести к преодолению технологического отставания отрасли. Чтобы обеспечить инновацию производства РСПП, предлагает снизить НДС. Жаркий спор по этому вопросу, ведущийся между минэкономразвития и минфином, еще не закончен. В интервью корреспонденту "РГ" Свинаренко подчеркнул, что его ведомство настаивает на снижении НДС до 12 процентов. "С одной стороны, - подчеркнул вице-президент РСПП, - это не нанесет существенного ущерба бюджету. Зато, с другой, позволит автопредприятиям модернизировать производство, что на данном этапе крайне необходимо. В правительство уже переданы соответствующие предложения по данному вопросу, разработанные на заседании комиссии по машиностроению при РСПП".

Легковые авто Минпромторг