Когда в корпункт "РГ" поступили сведения о нескольких десятках российских граждан, покидающих сектор Газа, то первая мысль, признаться, была тревожной. Вспомнился июнь прошлого года, когда "российских палестинцев" эвакуировали из сектора, объятого пламенем гражданской войны между ХАМАС и ФАТХ.
Однако сегодня в секторе, который находится под властью хамасовской администрации, относительно спокойно. Российские граждане покидают Газу не по причине войны или каких-либо других бедствий. Россияне, в основном женщины и дети, едут на родину повидаться с близкими.
"Нет никаких форс-мажорных ситуаций, - сказала корреспонденту "РГ" пресс-атташе посольства РФ в Израиле Анастасия Федорова. - Дипломатические представители просто помогают нашим соотечественникам пересечь контрольно-пропускной пункт "Эрез" на границе сектора Газа и Израиля, а затем добраться до моста Алленби". Этот мост разделяет Государство Израиль и Иорданию. Далее россияне уже на иорданских автобусах добрались до аэропорта Аммана, откуда и вылетели в Москву.
Корреспондент "РГ" встретился с двумя российскими гражданками, постоянно проживающими в Газе. Одна из них - Джамиля - смеется, когда говорит, что ее на родине в Орехово-Зуеве снова будут звать Олей. Она считает себя счастливой женой, но мечтает встретиться с родителями, которых не видела почти два года. Джамиля везет в Россию и своих детей. "Конечно, прежде всего на побывку", - объясняет она цель нынешней поездки.
Но еще Джамилю беспокоит школьное образование в секторе. "Боюсь, что занятия в школах Газы вовремя не начнутся, - с грустью в голосе делится она своими опасениями, - ведь профсоюз учителей уже объявил забастовку".
Беспокойство Джамили разделяет и Зейтун, которую дома, в Воронеже, зовут Зиной. Она тоже переживает, что начало учебного года в Газе срывается. Зейтун, однако, надеется, что когда через месяц она вернется в сектор, школьная проблема уже будет решена. В Воронеже Зейтун хочет просто отдохнуть. Еще она мечтает свозить сына в Петербург и показать ему город.
Спросил я женщин и о житье-бытье в Газе. Показательно, что вначале они заявили, что у них замечательные мужья, и только потом пожаловались на трудности быта в секторе, который находится в постоянной блокаде. "В Газе живут пять тысяч россиянок, вышедших в разное время замуж за палестинцев", - говорит Зейтун. "А всего женщин-иностранок - более 15 тысяч", - уточняет статистику Джамиля.
Женщины рассказывают, что в Газе уже давно существует русский клуб, где собираются не только россиянки, но и все, кто желает общаться на русском языке. "Мы обязательно берем на встречи в клубе и наших детей, - подчеркивает Джамиля, - чтобы "русскую половинку" культуры они никогда не забывали".
Мне очень хотелось спросить Зейтун, будет ли она носить в Воронеже хиджаб - мусульманский женский платок, но постеснялся. В конце концов какое нам до этого дело. Но Джамиля, предугадав другой мой вопрос, заявила, что "во-первых, лучших мужей, чем арабы, просто нет на свете", а во-вторых, "брак с иностранцем - это и брак с его страной и культурой". Вот так.
"Обязательно напишите, - настаивают обе женщины, что палестинцы очень хорошо относятся к России и мы едем из Газы на родину с любовью". "И знаете, что бы я еще сделала в Воронеже? - говорит напоследок Зейтун. - Воссоздала бы группу "Сектор Газа". Ведь музыканты этого "Сектора" начинали свой путь в моем родном городе. После безвременной кончины его руководителя Юры Клинских "Сектор Газа" распался. Надо, чтобы новый "Сектор Газа" пел не только русские, но и арабские песни. И приехал бы на гастроли в палестинскую Газу".
Я сразу представил себе афишу: "Сектор Газа" выступает в Газе!".