29.08.2008 05:50
Власть

Юрий Лужков: Какое право имеют западные державы осуждать нас?

Неудобные вопросы об Осетии
Текст:  Юрий Лужков (мэр Москвы)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4740)
Читать на сайте RG.RU

Политические расчеты проще всего строить, когда мир видится большой шахматной доской.

На ней есть лишь клетки да бездушные фигуры - или белые, или черные. На шахматной доске нет живых людей, их крови, их горя. Сегодняшняя реакция мировых лидеров на события в Южной Осетии полностью подчиняется "шахматным" законам. Но, согласитесь, в происходящем чувствуется вопиющая фальшь. Оттачивая мастерство политической демагогии, западные политики забыли о главном. О том, что сожженная войной земля - не шахматная доска. А люди, гибнущие и страдающие на войне, - не бессловесные фигурки. Мировые геостратеги погрязли в цинизме и равнодушии. И чтобы сохранить право называться лидерами, политики должны вернуться к истокам, обратиться к главной и единственной ценности - Человеку.

Спросите себя

Однажды примерив на себя маски государственных деятелей, люди неохотно расстаются с ними. И достучаться до человеческих чувств таких людей сложно. Сложно, но можно. Хочу задать западным лидерам несколько вопросов не как политикам, а как людям, как детям своих народов. Пусть некоторые из них покажутся неудобными и болезненными, но у нас есть право задать их.

Скажите, госпожа Меркель, как себя чувствовал немецкий народ в разделенной Германии? Каково жить в стране, по живому разрубленной надвое? Каково семьям, в одночасье оказавшимся по разные стороны границ? Вы знаете это не понаслышке. А значит, можете представить себе чувства осетинского народа, волею политических обстоятельств разорванного на две части - северную и южную. Помните ли Вы, с какой мечтой жили немцы почти полвека после Второй мировой войны - с мечтой об объединении? А то ликование, с которым немцы с обеих сторон, навстречу друг другу рушили Берлинскую стену? Несомненно, помните. А значит, Вам знакомо то чувство, что заставляет осетин искать единства.

Господин Саркози, в ваших жилах течет кровь в том числе и еврейского народа. А это значит, что слово "геноцид" для Вас - больше, чем просто термин международного права. Рассказывали ли Ваши родные о вековых гонениях, погромах и ужасах Второй мировой? Наверняка да. Тогда Вам знакомы тот ужас и отчаяние, которые испытали жители Осетии в ночь с 7 на 8 августа. Поверьте, слово "геноцид" применительно к событиям тех дней - отнюдь не хлесткая гипербола. Во времена Третьего рейха были зверски уничтожены миллионы евреев, а в Южной Осетии погибли тысячи. Но осетины- совсем небольшой, компактно живущий народ. И когда по такой малой территории начинают работать системы залпового огня, "окончательное решение вопроса" для целого народа занимает считаные дни, а то и часы.

Господин Буш, что чувствовали лично Вы и Ваши сограждане, когда в 1983 году были взорваны казармы американских миротворцев в Бейруте - и 400 спящих солдат были погребены под завалами? Наконец, Вы не можете не помнить, как содрогнулась Америка после атак 11 сентября, разом потеряв 3000 человек. Америка знает, что значит терять людей в необъявленной войне. А значит, в глубине души Вы понимаете чувства, которые испытывает Россия, когда ее миротворцев посреди ночи расстреливают в упор, а ее граждан, а в Южной Осетии были именно граждане России, прямо в постелях накрывает ракетный залп.

Есть немало вопросов, которые хотелось бы задать лидерам цитадели демократии, каковой привыкла считать себя Великобритания. Неужели страна, обладающая многовековым внешнеполитическим опытом, до сих пор видит в режиме Саакашвили реальную молодую демократию? Власть, при которой происходит череда загадочных смертей таких влиятельных политических лидеров, как Жвания, Патаркацишвили, явно способных бросить вызов неадекватному Саакашвили... Власть, жестоко разгоняющая протестные демонстрации и принуждающая бизнес к передаче части своих прибылей в государственную казну Грузии... Можно ли называть состоявшимся демократическим государством страну, где все властные структуры получают зарплату от другой страны? Как долго такая власть будет считаться демократической и что должно случиться, чтобы эта иллюзия рассеялась? И что же должно заставить британцев, наконец, обсуждать суть проблемы? В британской прессе дирижера Лондонского и Мариинского оркестров маэстро Валерия Гергиева, который дал концерт в поддержку своего народа в разрушенном Цхинвале, называют "певцом русской военщины", и лицемерно призывают не накладывать санкций на творческого человека. Сколько же актов геноцида должно состояться, чтобы Вы, наконец, содрогнулись?

Приличное общество

Я неспроста задаю эти вопросы - жесткие, может быть, неуместные в "приличном обществе". Только так можно показать, к чему приводит политика того элитарного круга, к которому причисляют себя западные державы. "Приличное общество" превратилось в собрание лицемеров, которые либо исповедуют принцип сытого невмешательства, либо откровенно практикуют двойные стандарты. Чем выше уровень жизни общества, чем толще стена, отделяющая его от кризисов, войн и потрясений - тем менее чувствительно оно становится к чужой беде. У России еще свежа память о нищете, межнациональных войнах, терактах и распаде государства. А потому чужая беда воспринимается острее, и реакция на нее - человечнее. Что вы сделаете, видя, что вашего соседа грабят и убивают? Вызовете полицию, адвоката, страхового агента - и вернетесь к телевизору? Возможно, так и принято в "приличном обществе". В России делают по-другому. Сначала защитить, спасти, а уж потом история рассудит. Русские привыкли рассчитывать в первую очередь на себя, а не на доброго шерифа или лихую "великолепную семерку".

Только так - переводя политические события в человеческую плоскость, примеряя их на себя, как бы неприятно это ни было, - можно найти правду. Возможно, именно неумение объективно посмотреть на проблему, непонимание мотивов и установок России в конечном счете привели к трагедии. Мы не знаем точно, подталкивали ли американцы Саакашвили напрямую к агрессии или всего лишь прозрачно намекали, что одобрят и поддержат любые его акции. Но явно заверяли: Россия, мол, не решится дать отпор. Теперь очевидно, что и в Тбилиси, и в Вашингтоне был допущен просчет. Мы поступили быстро - так, как было по-человечески правильно.

Пусть этот шаг не приняли те, кто оценивает передвижения Российской армии в телефонных переговорах Вашингтона и Европы. Наша главная награда - сохраненные жизни, сохраненный народ. Уверен: многие западные политики втайне благодарят небеса за то, что они не оказались на месте России. Даже тот, кто на людях ведет жесткую антироссийскую риторику наверняка задает себе вопрос: "А что бы сделал я на месте русских?" И не находит ответа, который угодил бы всем. Россия и не стремится угодить. Однако задаваться этим вопросом можно и нужно каждому вменяемому лидеру. Особенно сейчас, когда нежелание слышать мнение России толкает нас к новому витку конфронтации, к "холодному миру".

Мы за них в ответе

История изобилует примерами того, что даже самые развитые страны, даже самые элитарные клубы мировых держав могут действовать с предельной жесткостью, когда это действительно нужно. Что делает президент Соединенных Штатов, когда американские граждане и миротворцы оказываются под обстрелом? В зону конфликта выдвигаются авианосцы и линкоры, вводятся чрезвычайные меры безопасности, экономические санкции. И все мировое сообщество, в том числе Россия, было солидарно с Америкой. Каждый внес посильную лепту в борьбу против терроризма и помощь пострадавшим. Во время недавней вспышки насилия на Ближнем Востоке израильтяне защищали своего - уже убитого - капрала и давали совершенно адекватный ответ экстремистам. И никакой критики в их адрес быть не должно!

Почему Запад всячески избегает самого важного вопроса: "Кто первый начал?"? Кто первым открыл огонь, кто стрелял из орудий массового поражения по мирному городу, по российским миротворцам? Кого мировое сообщество должно назвать в качестве агрессора? И против кого должны звучать санкции, военное эмбарго и общемировое осуждение? Так почему Россия, защищая своих граждан и солдат-миротворцев, должна оправдываться перед кем бы то ни было? Какое право имеют западные державы осуждать нас? Вместо этого стоит задавать иные вопросы.

Что знал Запад о готовящемся в Осетии геноциде? Какую информацию передавали военные инструктора из Штатов, военные атташе, наблюдатели от ОБСЕ, спешно покинувшие Цхинвал ровно за 3 часа до начала артобстрела? О чем была проинформирована госсекретарь США Кондолиза Райс, летавшая в Тбилиси всего за 2 недели до вторжения? Или грузинское руководство обсуждало с ней только качество местного вина? Достаточно ли сделал Запад, чтобы предотвратить агрессию - вот какой вопрос должен волновать мировых лидеров. Те, кто знал о готовящейся войне, но не остановили ее - тоже соучастники геноцида.

Ради чего были убиты почти 2 тысячи осетин? Ради того, чтобы американские сенаторы добавили перца в свои предвыборные лозунги? Если так, то операция прошла успешно. И кого тогда должен судить военный трибунал в Гааге? Ответы на эти вопросы должен дать чрезвычайный саммит ЕС, который пройдет в Брюсселе 1 сентября. Причем ответы эти мы - Европа и Россия -должны найти вместе. Россия является частью Европы, и эффективное взаимодействие с нею для Евросоюза безальтернативно.

Сегодня многие молодые государства тянутся к Западу, надеются на его помощь и советы. Но мы должны помнить, что несем ответственность за тех, кого приближаем к себе. Что чувствует отец, научивший сына стрелять и узнавший, что тот применил новые умения и отцовский "Смит-Вессон" против одноклассников? Не эти ли ужасающие эмоции переживает сейчас Запад - и в переносном, и в прямом смысле слова? Что чувствует Германия, чьи штурмовые винтовки фирмы "Heckler-Koch" использовались грузинским режимом, развязавшим кровопролитие в регионе? В роковой час по гражданам России стреляли солдаты, обученные американскими инструкторами, били израильские ракетные установки, смонтированные на грузовиках компании Mercedes-Benz. И вновь страны НАТО, и прежде всего США, намерены не только восстановить военный потенциал Грузии, но и усилить его. Так что виноватых в этой трагедии гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.

Возможно, именно это чувство вины мешает Западу вести конструктивный разговор о будущем Осетии. Это чувство мешает признать ответственность и за "ученика", и за содеянное. Между тем исправить содеянное в прежних рамках уже нельзя. Независимость Осетии и Абхазии - это не только воля их народов, но и неизбежная плата Грузии за геноцид, за подрыв доверия к себе. "Чистого поля" (так называлась грузинская операция опустошения Южной Осетии), с которого можно было бы начать заново строить отношения, на Кавказе не будет.

***

Небольшие государства всегда становились яблоком раздора между крупнейшими державами. С "маленьких территориальных споров" начинались все самые страшные конфликты XX века. История грозит повториться сейчас, на наших глазах. По законам печального и циничного жанра агрессоры объявлены освободителями, миротворцы - злодеями и оккупантами. Поразительно бесстыдство, с которым Россию обвиняют во всех смертных грехах и угрожают ей изоляцией и применением санкций. Горько слышать эти упреки, но еще есть надежда.

Надежда на то, что мир наконец поймет происходящее в Осетии, да и на всем Кавказе. Поймет, что Кавказ - не место для игр и политиканства. Слишком многое поставлено на карту в этом уникальном регионе. Здесь до сих пор сохранена самобытность множества народов, живы древние традиции. Здесь проходят не только важнейшие транзитные пути, здесь пролегает водораздел между культурами Европы и Азии. Поэтому Кавказ издавна был пограничным регионом. В широком смысле этого слова - узлом всех связей и источником колоссального риска. Для России это не пустые слова: мы знаем Кавказ. И кому как ни нам обеспечивать безопасность здесь, где сходятся не только локальные, но и глобальные интересы. Мир на Кавказе нужен не только России, но и всему человечеству.

Если политическая риторика достигла высшего "градуса" - значит пришло время взглянуть на проблему под иным углом. Нет сомнений, что международные отношения со временем обретут новое спокойное русло. Пресловутая "шахматная доска" слишком мала, чтобы основные фигуры позволили себе роскошь пренебрегать друг другом. Ответы на заданные сегодня вопросы сделают очевидным простой факт: трагедия осетинского народа не должна раскалывать мир на два лагеря, как встарь. Она должна объединять нас - в неприятии агрессии и в помощи тем, кто пострадал от нее.

Россия четко и недвусмысленно заявила свои цели в Кавказском регионе. Это мирное существование самых разных народов. Прекращение агрессивных действий, В конечном итоге Россия как никто заинтересована в мире на своей территории и в сопредельных государствах. У России есть вековой опыт разрешения кавказских проблем. И именно хрупкое равновесие в многонациональном регионе вынуждена обеспечивать Россия.

Отдают ли себе отчет в своих истинных намерениях наши западные партнеры? Для нас кавказский узел - это не метафора, а русские жизни, отданные за то, чтобы народы Кавказа могли принимать решение вне зависимости от эгоистических интересов мировых держав. Сейчас необходимо отказаться от политики давления и запугивания России. Нужно еще раз беспристрастно взглянуть на положение вещей. И, как говорил известный британский политический деятель лорд Солсбери в моменты обострения отношений между великими державами: "Спросите себя, вы действительно хотите воевать? Если нет - то не проводите такую политику".

Внешняя политика Южная Осетия