Движение армад по Черному морю - сегодня одно из главных зрелищ в Абхазии. Рейд Сухума радикально изменился: прежде здесь стояли только турецкие сухогрузы. Да и тех было один-два.
Сейчас у причала сухумского морского порта стоят два ракетных катера Черноморского флота России, на горизонте видны еще несколько кораблей - они тянутся цепочкой вплоть до Нового Афона. Для жителей республики - это цепочка безопасности, поэтому они постоянно выходят на набережную, чтобы полюбоваться военными судами. В Сухуме праздник, и свободно гуляющих людей у моря хватает. Многие комментируют происходящее, заметно оживляясь, если корабли начинают маневрировать. Вот старичок, несмотря на жару облаченный в черный пиджак с десятком медалей, махнув в сторону моря, не без удовольствия произносит:
- Нам Бог помогает!
Вот на причал вышли российские моряки, многие сухумцы тут же бросились фотографироваться с ними. Моряки улыбаются, довольные вниманием, хорошей погодой и благородством своей миссии.
- Сегодня мы здесь с визитом вежливости, сменили ракетный катер "Ивановец", - рассказывает корреспонденту "РГ" капитан 3 ранга Алексей Рыбаченко. - Принимают нас, как видите, очень хорошо.
- Наверное, вино предлагают?
- Нет, это вчера было, когда первое судно подошло. Теперь все знают: нам нельзя, служба.
Рыбаченко в городе побывал: офицерам это разрешили. Правда, совсем недолго. "Я успел до киоска дойти, купил абхазский флажок на память". Большие флаги - абхазский и российский - веют над обоими боевыми кораблями, зашедшими сегодня в сухумскую гавань. Теперь это можно: Абхазия стала полноценным государством. По крайней мере с точки зрения России.
Мой давний приятель, редактор газеты "Чегемская правда" Инал Хашиг, в эти дни тоже на эмоциональном подъеме.
- Я счастлив, мы все счастливы, - признается он. - За последние пятнадцать лет пережили всякое, был очень непонятный период в девяностые годы, когда Россия присоединилась к блокаде Абхазии и границы фактически были закрыты. То, что сейчас произошло, - это давно на душе лежало, потому что в этом есть логика.
Сейчас здесь нередко цитируют слова первого президента Абхазии Владислава Ардзинбы: "Наступит время, когда Россия вспомнит о своих интересах". Время наступило.
Праздничная атмосфера чувствуется повсюду, хотя заметно, что праздновать жители Сухума уже слегка подустали. Вот верный признак этого: прекратилась пальба в воздух, которая гремела все эти дни. Правда, местные шутники говорят, что "просто патроны кончились". А один патрон к "Калашникову" здесь приравнен к килограмму мандаринов.
- Что я чувствую сейчас? - на секунду задумался министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба. - Знаете, я большую часть своей жизни, начиная с 24-летнего возраста, боролся за то, что случилось 26 августа. Но теперь, на фоне долгожданного признания нашей республики, вижу, что это только начало большого пути. Однако теперь у нас есть твердая платформа.
Люди на улицах последние события трактуют по-своему, в очень практической плоскости: "Теперь войны не будет". На пребывание всего в ста километрах южнее еще одной корабельной группировки - натовской - смотрят без особого ажиотажа. "Погостят, погарцуют и уйдут", - уверены абхазцы.
Известный сухумский фотограф Владимир Попов, чьи виды Абхазии расходились на открытках еще в советское время, наоборот, немного встревожен:
- Я сейчас больше за Россию переживаю, как ее шаги в мире отражаются, и какое тявканье отовсюду несется, - говорит фотохудожник. - Конечно, и радость есть, что все теперь как-то понятнее будет здесь, в Абхазии.