04.09.2008 02:00
Экономика

В Москве появилась новая автомагистраль

Текст:  Александр Дмитриев
Российская Газета - Московское обозрение: №0 (4743)
Читать на сайте RG.RU

"А в отчаявшемся том государстве - как войдешь, так прямо наискосок", - пел когда-то Владимир Высоцкий. Похоже, это он о нынешнем Звенигородском проспекте. Потому что Москва действительно уже отчаялась было решить транспортную проблему сооружением новых "колец" и расширением прежних "радиусов". И теперь в столице появляются новые элементы дорожной сети. Именно те самые: как въезжаешь в "московское государство" из-за МКАД, допустим по Новорижскому шоссе, так сразу мчишься как бы немного наискосок. Если, конечно, тебе нужно не в самый центр столицы, а чуть правее, поближе к Пресне. В сущности те же самые "радиусы", но уже немного похожие на "хорды".

Именно такой трассой становится нынче Звенигородский проспект.

- Прежний принцип устройства дорожной сети кольцами и радиусами не отвечает нынешним потребностям, - говорит главный строитель - прораб столицы Владимир Ресин. - Не стоит забывать, что и количество автомобилей продолжает расти. В результате трассы перегружены и город задыхается в пробках.

Действительно, у нынешней московской дорожной сети ныне два "проклятия", доставшиеся в наследство от прошлых лет и веков. Первое - узкие улицы, характерные для всех городов мира, ведущих летоисчисление от Средневековья. Последние 70-100 лет их регулярно расширяют, но без особого успеха. Второе, главное "проклятие" - "крепостное" построение самого города, который свои первые восемь веков развивался по радиально-кольцевой схеме. Этот принцип хорош для войны обороны города, когда его сердце - Кремль - нужно было оборонять от "внешней угрозы". И очень плох для мирной жизни, особенно если этот город - столица.

Именно для того, чтобы хотя бы частично разгрузить традиционные московские "кольца", кое-где уже превращающиеся в "удавки", до конца года власти планируют завершить строительство второго участка Звенигородского проспекта на участке от Московской кольцевой автодороги (МКАД) до Беговой улицы и дальше - до Московского зоопарка.

Как уже знают москвичи, первый участок - от проспекта Маршала Жукова до МКАД - был открыт для движения транспорта в конце 2007 года. Эта часть магистрали включает в себя самый большой в Европе вантовый мост и самый длинный в Москве уникальный трехкилометровый тоннель под Серебряным Бором.

Теперь главная забота строителей запустить новую развязку на пересечении проспекта Маршала Жукова и улицы Народного Ополчения. После чего магистраль станет практически бессветофорной (за исключением одного места - в районе Беговой улицы). Расчеты показывают: с полным окончанием прокладки Звенигородского проспекта от МКАД до Садового кольца автомобилисты смогут доехать за 10-15 минут.

Учтем, что трасса соединит "старый город" с популярным ныне "коттеджным Подмосковьем" через районы, которые в последние несколько лет застраиваются особенно интенсивно. Начинаясь на Кудринской площади, магистраль проходит вдоль зоопарка, далее - под именем Звенигородское шоссе - пересекает Третье транспортное кольцо и по улице Мневники попадает на проспект Маршала Жукова. Затем переходит по вантовому мосту через Москву-реку в район Крылатских Холмов, спускается в тоннель под Серебряным Бором, выходит на поверхность около МКАД и, пересекая его, соединяется с Новорижским шоссе.

Сегодня строители работают на втором участке Звенигородской (Краснопресненской) магистрали - от Живописной улицы до 3-го Силикатного проезда. Для организации бессветофорного движения транспортный поток с улицы Народного Ополчения будет пропущен по тоннелю под проспектом Маршала Жукова. Здесь также появится сложная развязка с эстакадой, которая будет разводить транспортные потоки в сторону Ленинградского шоссе, Мневников и центра Москвы.

- Для выполнения этой задачи мы хотели сделать временный мост, но посчитали, что он дорого обойдется: в 150 миллионов рублей, и поэтому решили от него отказаться, - объясняет руководитель департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Александр Левченко. - И обратились к участникам дорожного движения с просьбой немного потерпеть. Мы работаем в три смены, без выходных и праздников. Понимаем важность этой развязки и поэтому прикладываем все силы, чтобы побыстрее выполнить эту работу...

150 миллионов рублей - серьезные деньги, а в новую магистраль и без того были вложены крупные инвестиции. Ведь трасса строится с расчетом стать одной из самых современных в Европе.

Во-первых, чтобы не нарушать экологию Серебряного Бора и природного парка Москворецкий, было решено пробить подземный тоннель двумя рукавами длиной 1,5 километра каждый. Их проложили на переменной глубине - 20-40 метров от поверхности земли. Верхний ярус каждого тоннеля - для автомобилей (в одном направлении, по трем полосам), нижний - для метро. Посередине проложен сервисный тоннель диаметром шесть метров.

Любопытно, что московский опыт по прокладке двухуровневых тоннелей стал первым в мире. Также впервые в мировой строительной практике тоннель прорезал не твердую породу, а так называемый неустойчивый рельеф, имеющий сложнейшую гидросистему.

Уникальным сооружением стал и вантовый мост через Москву-реку - самый большой из подобных ему в Европе (длина мостового перехода 1400 м). Генеральным проектировщиком выступило ОАО "Метрогипротранс". В разработке конструкции приняли участие ОАО "Гипротрансмост", ЗАО "Институт Гипростроймост Санкт-Петербург" и ряд других фирм. Строительство предстояло вести на небольшом участке земли, ограниченном с левого берега Серебряным Бором, с правого - Крылатским гребным каналом.

А еще мост был задуман очень красивым - необычной конструкции, ванты которого, поддерживающие балку жесткости, закреплялись на арке, расположенной перпендикулярно мостовому пролету. В качестве "завершающего аккорда в верхней части арки было решено устроить смотровую площадку с рестораном в форме летающей тарелки..."

"Основные виды работ должны быть завершены к 20-22 декабря, - говорит Александр Левченко. - Мы готовим москвичам отличный подарок к Новому году, который будет не только важным по сути, но и хорошо оформленным".

Инфраструктура Легковые авто Дороги Москва Столица