10.09.2008 01:30
Общество

Россияне охотно скупают навигационные спутниковые системы

Треть мировых покупок автомобильных навигаторов делают россияне
Текст:  Мария Жебит Михаил Чкаников
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4747)
Читать на сайте RG.RU

Россияне, похоже, становятся фанатами ориентирования на местности. По плану российская система глобального позиционирования ГЛОНАСС начнет полноценно работать только в 2010 году. Поэтому пока растет спрос на смартфоны, коммуникаторы и автомобильные навигаторы, оборудованные американской GPS. Причем быстрее, чем рынок московской недвижимости. И это при том, что территория России остается, за исключением двух столиц, белым пятном на цифровой карте мира.

По идее для того, чтобы GPS-устройство компетентно ответило на ваш вопрос "где я?", нужны карта местности в электронной форме, заложенная в "голову" устройства, и американские спутники высоко над вашей головой. Когда нет карты, нет и возможности определить свои координаты. То есть GPS абсолютно бесполезен.

Тем не менее за прошлый год объем продаж этой техники вырос у нас на 250 процентов. Только за первое полугодие 2008 года в России было продано 312 тысяч устройств с навигационными функциями. Причем львиная доля - 227 тысяч - приходится не на классические навигаторы, которые больше ничего не умеют, кроме как давать маршрутные советы неживым женским голосом, а на смартфоны и коммуникаторы. Первые - это, по сути, мобильники с выходом в Интернет и собственной операционной системой. Вторые - маленькие компьютеры, хотя с некоторых из них тоже можно позвонить.

Навигатор среднего класса стоит от 7,5 до 12 тысяч рублей. Коммуникатор - от 15 тысяч и до немыслимого беспредела.

Однако сочетание бесполезности GPS-устройства на большей части территории страны и высокой цены сограждан не останавливает. Продавцы электронной техники говорят, что подавляющее большинство смартфонов и коммуникаторов покупают только для того, чтобы звонить, слушать музыку, играть в "шарики" в транспорте и иногда узнавать в Сети погоду. "Это же имиджевая покупка", - пояснила корреспонденту "РГ" продавец телефонного ларька.

В отличие от смартфонов и коммуникаторов навигаторы покупают практически только в Москве, Санкт-Петербурге и прилежащих областях. Наибольшим успехом пользуются автомобильные, меньшим - наручные: спортивные, пешеходные, морские, для охоты и рыбалки. При этом на долю России приходится 35-38 процентов мирового рынка этой техники. Владимир Зенин, маркетолог компании-дистрибьютора, утверждает, что за этот год в нашей стране будет продано 450 тысяч навигаторов примерно на 135 миллионов долларов. Причем 70 процентов покупателей - мужчины, 30 процентов - женщины.

Все аналитики сходятся во мнении, что в ближайшие годы рынок GPS-устройств в нашей стране будет разрастаться сумасшедшими темпами. Ожидаются снижение цен, расширение ассортимента в различных ценовых сегментах. Появятся цифровые карты регионов, а, значит, навигаторы заработают по всей стране. К 2013 году, прогнозируют специалисты, рынок вырастет в 8 раз - до 16,5 миллиарда долларов. В стране будет 70 миллионов аппаратов.

Хотя, возможно, это заниженная оценка. Если отечественная система ГЛОНАСС надежно заработает в ближайшие годы, глобальное позиционирование охватит практически все население страны.

Так что, возможно, приобретение кажущейся сейчас бесполезной GPS-функции - это инвестиции в собственное навигационное образование, без которого, похоже, скоро никто не сможет найти даже винный магазин на соседней улице. Если, конечно, прогнозы аналитиков оправдаются.

комментарий

Радмил Шаяпов, заместитель руководителя РоскаРТографии:

- К моменту развертывая полнофункциональной группировки спутников российской навигационной системы ГЛОНАСС - к 2010 году - будут созданы базовые навигационные карты на всю Россию.

К сожалению, в ряде регионов приходится почти заново составлять карты, так как более 20 лет не было обновления топографических данных из-за недостатка финансирования. Сейчас из федерального бюджета на новые карты выделены деньги. Работа идет не только над базовой навигационной картой, но и над специализированными картами для основных наземных видов транспорта. В дальнейшем они будут использоваться при производстве отечественного навигационного оборудования, просто "вшиваться" в навигаторы. Аппараты будут не только для легковых машин, но и для железнодорожного и водного транспорта. Они позволят контролировать передвижение грузов, лучше выстраивать логистические цепочки.

Готовящиеся карты довольно подробные - в населенном пункте можно будет найти свой дом. Однако вновь построенный объект не сразу появится на карте. До сих пор строители не предоставляют картографам сведений о новых зданиях. Чтобы можно было оперативно получать информацию о стройках и обновлять цифровые карты в режиме on-line, Роскартография разрабатывает техрегламент по геодезии и картографии. В нем предполагается прописать сотрудничество проектировщиков, строителей и других причастных к формированию топографического облика с Роскартографией.

Наука Интернет Технологии