Большинство учителей не рекомендуют своим детям избрать эту профессию.
Такой вывод следует из социологического исследования "Реальные и потенциальные последствия реформ для учителей", проведенного Дальневосточной академией государственной службы. Причины? Об этом корреспондент беседует с руководителем проекта доктором наук, профессором Николаем Байковым.
Российская газета: Николай Михайлович, судя по откликам, реформа образования набирает обороты. А у ваших респондентов нет никакого оптимизма. Почему?
Николай Байков: Потому что за вопросами, сколько надо денег на образование, кто их должен дать - федералы, регионалы, муниципалы и в какой пропорции, за всевозможными укрупнениями, подушевым финансированием и другими либеральными экспериментами в нашей измученной школе власть не видит самого главного: оскудевает ее человеческий ресурс. Сегодня четверть опрошенных педагогов относятся к реформам с безразличием. Многие не смогли вообще оценить, куда они направлены. Это говорит о высокой степени инертности основной учительской массы к реформам.
РГ: Вероятно, каждый хочет видеть результат своей работы в своем кармане?
Байков: В Хабаровском крае значительная часть учителей и директоров считают неудовлетворительными многие условия жизни и работы. Учительская профессия не выглядит привлекательной по существу, она не имеет в глазах общества высокой значимости. А значит, ожидать притока перспективной молодежи в "учительское дело" не приходится. Выпускники педагогических вузов всеми правдами и неправдами избегают школы.
РГ: Я удивляюсь, как учителя за весьма скромную зарплату еще ходят с учениками в походы по выходным. Они сохранили в своих квартирах библиотеки, в то время как многие сдавали их букинистам или в макулатуру...
Байков: Да, это отмечается и в исследовании: учителям свойственно принижение своих материальных потребностей, они не просят заоблачной зарплаты, мирятся со скромными пенсиями и льготами. Что имеет для них первостепенное значение? Ученики, хорошая атмосфера в школе, длинный отпуск летом, возможность реализовать себя профессионально.
РГ: Знаю, что не все педагоги имеют возможность, а порой и желание учиться, повышать свою квалификацию.
Байков: Сегодня, к сожалению, процесс обучения стал "товаром". Явная и скрытая коммерциализация школы дезориентирует учителя: кто он в этой системе? С кем себя идентифицировать в профессии и жизни?
Даже в дореволюционной России учитель считался относительно обеспеченным человеком, был наделен статусом госслужащего, а на свой заработок мог содержать семью и прислугу. Сегодня же более половины учителей имеют доходы на уровне двух прожиточных минимумов (в 2008 году - 5500 руб.), а молодые - и того меньше.
Но самое тревожное - подавляющее число опрошенных педагогов считают, что профессия учителя не имеет высокого статуса. Учитель словно потерял социальные ориентиры. Мы назвали это состояние "депрессивным реализмом". Особенно унижают система оплаты, современная система аттестации и отсутствие реальной социальной поддержки.
РГ: Тревожно за учеников: чему может научить их человек, который сам себе в графе "Жизнь удалась" ставит "тройку"?
Байков: На наш взгляд, кардинальное повышение уровня заработной платы как основного условия улучшения материального положения учителей должно в ближайшие годы стать одним из приоритетных направлений реформы образования. Это позволит привлечь в школу молодежь, особенно мужчин. Нужна система мер по реальному повышению престижа учительской профессии среди молодежи - отбор талантливых, а не посредственных выпускников для педагогической работы, их стимулирование для работы в школе.