16.09.2008 00:00
Власть

Российские Ту-160 шесть часов патрулировали побережье Латинской Америки

Вчера российские Ту-160 шесть часов патрулировали побережье Латинской Америки
Текст:  Юрий Гаврилов
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4751)
Читать на сайте RG.RU

Президент Венесуэлы Уго Чавес сегодня устраивает торжественный прием для экипажей российских "стратегов" Ту-160, уже неделю осваивающих небо над Карибским морем.

Командировка за два океана принесла нашим летчикам не только свежие впечатления - так далеко от дома дальники еще не забирались, но и хороший опыт эксплуатации ракетоносцев в тропических широтах. Многочасовые облеты Венесуэлы и нейтральных вод Атлантики, взлеты-посадки на аэродроме Либертадор в новинку даже опытным генералам.

Крайний, как выражаются авиаторы, вылет был в понедельник, 15 сентября. Пара Ту-160, патрулируя Карибское море, провела в воздухе около 6 часов. Корреспонденту "РГ" в Главном штабе ВВС не сказали, залетали ли экипажи в печально знаменитый Бермудский треугольник. Судя по всему, нет. Журналисты задавали тот же вопрос командующему Дальней авиации Павлу Андросову, и генерал полушутливо ответил: "Мы его обошли на всякий случай".

Если с Бермудами ситуация, в общем-то, понятна, то другой вопрос: удастся ли полетать на "Белом лебеде" венесуэльскому лидеру, все еще открыт. До возвращения домой российских экипажей осталось три дня. Уже завтра они перебазируются на аэродром в Каракасе и начнут готовиться к долгому перелету в Россию. Обратная дорога обойдется без дозаправки в воздухе и займет порядка 15 часов. Встреча летчиков в родном Энгельсе назначена на 19 сентября. Выходит, что шансов освоить Ту-160 у Чавеса осталось немного.

Будь это полет на истребителе, штурмовике или фронтовом бомбардировщике, возможно, особых вопросов не стояло бы. Но стратегический ракетоносец - средство доставки ядерного оружия, хотя в Венесуэлу самолеты прилетели только с учебными ракетами. Пускать или нет на борт главу дружественного нам государства, решают не в штабе Дальней авиации и даже не в министерстве обороны. К тому же перед взлетом российский борт наверняка захотят осмотреть сотрудники личной охраны Чавеса - это обычная практика, что явно не понравится нашей службе безопасности.

Есть проблемы и чисто технического характера. На Ту-160 отсутствуют пассажирские места. Туалет имеется, есть даже маленькая печь для разогрева пищи во время длительных полетов. А дополнительных кресел или скамеек, как на вертолетах или транспортниках, конструкторы по вполне понятным причинам не предусмотрели. Если президенту Венесуэлы все-таки разрешат слетать на ракетоносце, то на земле придется оставить кого-то из экипажа. Прецеденты, конечно, случались. Например, левую чашку (авиаторы так именуют командирское кресло) на Ту-160 однажды занимал Владимир Путин. На месте второго пилота ракетоносца перелетел на Дальний Восток и Сергей Иванов. Но назвать пассажирами Верховного главнокомандующего и министра обороны язык не повернется.

Наконец, в российской боевой авиации действует жесткое требование к допущенным на борт людям. Они должны обязательно пройти медицинскую комиссию, выполнить несколько полетов на тренажере и познакомиться с креслом-катапультой.

На тренажере Уго Чавес, по его словам, полетал. Хотя, скорее всего, президент Венесуэлы говорил не о специальной аппаратуре, а о сильно упрощенной компьютерной имитации кабины ракетоносца.

Справка "РГ"

Ракеты на борту российских Ту-160 - это обычные боеприпасы, но без боевой части. Готовя их к учебному применению, летчики и штурманы выполняют те же действия, как при реальных стрельбах.

Армия Венесуэла