Желтые жилеты парковщиков объявлены вне закона. 100 из 115 стоянок стали бесплатными. Казалось бы, надо радоваться. Но...
Раньше в центре хотя бы за деньги можно было припарковать машину и со спокойной душой отлучиться по делам, а теперь на них невозможно найти свободного места.
Корреспондент "РГ" попробовал припарковаться в центре...
Надолго ли "халява"?
Утро. Поворачиваю на Малую Дмитровку. Возле киноконцертного зала "Пушкинский" стоит парковщик. Правда, не в желтом жилете, а в серой спецформе, похожей на ту, что носят многочисленные ЧОПовцы. Подруливаю к нему: "Сколько у вас стоит час парковки?". Товарищ оглядывает меня, что-то про себя решает и наконец выдавливает: "Нисколько. У нас, девушка, парковка служебная". Уже отъехав на несколько метров, замечаю, как тот же парковщик лихо загоняет чей-то джип на свободное место возле станции метро "Чеховская". До этого машина стояла с включенной "аварийкой" и просто ждала, когда кто-нибудь уедет со стоянки.
Полдень. На Тверской улице, неподалеку от Красной площади, ни одного парковщика не наблюдается. Зато через каждые 200 метров стоят сотрудники ГИБДД. Наводят порядок, контролируют движение. Удивительное дело: раньше их в таком количестве не наблюдалось. Может, ловят незаконных парковщиков? Ведь, как свидетельствует пресс-служба ГУВД столицы, правоохранительные органы неустанно проводят работу по пресечению деятельности лжепарковщиков. По данным милиции, только в августе, до вступления в силу распоряжения Юрия Лужкова, было задержано аж 300 "продавцов воздуха". Все они, как утверждают в ГУВД, привлечены к административной ответственности. А на 30 "жилетов" даже заведены уголовные дела по статье "Мошенничество".
Данные о задержанных заносятся в единый реестр, а самим правонарушителям вручаются требования о прекращении противоправных действий. При повторном нарушении могут подвергнуться административному аресту до 15 суток. Но наши сограждане, как известно, всегда найдут способ обойти закон. И пока есть люди, готовые платить за незаконную услугу, найдутся те, кто им ее предложит.
Гостиница "Националь". "Я бы вас, конечно, припарковал, - грустно говорит добродушный на вид дядечка, паркующий автомобили у подъезда, но сейчас мест нет".
"Разве не все платные парковки убрали на Тверской?" - интересуюсь.
"У нас клубная парковка. Но ведь вас жалко. Тут на днях один парень оставил машину с включенной аварийной сигнализацией, сказал: "Только до "Евросети" и обратно". И впрямь обернулся минут за пять. Только вот эвакуаторы оказались быстрее. Как же он переживал! Говорит мне: мол, лучше бы я тебе сотку дал, чтобы ты присмотрел за машиной. А теперь сколько времени и нервов надо потратить, чтобы спасти ее со штрафстоянки".
Эвакуаторы действительно не бездельничают. Увозят, конечно, лишь те машины, которые стоят во втором и даже в третьем ряду от обочины. Или неудачно припаркованные и мешающие движению. Тот, кто приехал спозаранку и встал, как правила предписывают, вне опасности. Впрочем, как заметил тот же дядечка у "Националя", по его мнению, долго такая халява продолжаться не будет. Что-нибудь да обязательно придумают: например, расставят знаки "Стоянка запрещена".
Welcome, граждане!
После отмены платы за стоянки выяснилась любопытная деталь: оказывается, в центре есть подземные паркинги. Естественно, они коммерческие: час стоит те же 100 рублей, 15 минут - бесплатно. Проезжая по центру, внимательно смотрите на рекламные вывески. Обязательно наткнетесь: "Подземная парковка. Добро пожаловать!". Похоже, теперь они не будут пустовать.
А с 10 октября, как пообещал генеральный директор Городской службы платных парковок Игорь Хохалев, муниципальные платные парковки появятся у всех столичных вокзалов. Причем людей, собирающих деньги с желающих оставить там свой автомобиль, не будет. Вместо них появятся специальные автоматы. Но, как говорится, поживем - увидим. Ведь столичные власти уже не единожды предпринимали попытки заменить живых парковщиков на механических - неподкупных. Но эта идея до сих пор так и не прижилась.
Справка "РГ"
Впервые москвичи стали платить за оставленный возле тротуара автомобиль в 1994 году. Тогда были утверждены тарифы для муниципальных платных парковок. А также появились первые эвакуаторы и блокираторы. Это такие специальные устройства, при помощи которых парковщики удерживали автомобили до того времени, пока владелец не расплатится. Тогда автомобилист за час стоянки внутри Бульварного кольца должен был заплатить 11 рублей, между Бульварным и Садовым - 10, от Садового до МКАД - 9 рублей. Но этот план не сработал. Парковщики моментально превратились в монополистов и назначили для автомобилистов цену, в несколько раз превышающую официальную.
Запретив парковщиков, Юрий Лужков решил избавить горожан и от частных извозчиков, или попросту "бомбил". Столичный градоначальник выступил с резкой критикой частных такси. "Нужно сделать все, чтобы не было этих "бомбил", которые стараются заработать деньги, на которые они не имеют ни малейшего права", - заявил московский мэр.
Напомним, что в июне депутаты Мосгордумы приняли закон "О такси в Москве", который вступит в силу с 2009 года. Согласно этому документу появится реестр "Московское городское такси". Все те извозчики, которые смогут и захотят быть туда включенными, получат стандартную символику на автомобилях и право бесплатной парковки на специальных стоянках, которые планируется разместить возле вокзалов, аэропортов и других мест массового скопления людей. При этом московские власти надеются снизить цены на услуги официальных такси, что даст им конкурентные преимущества по сравнению с частными извозчиками.
Леонид Ольшанский, адвокат:
- Полностью приветствую решение городских властей. Платные парковки противоречат нормам российского законодательства - Гражданскому кодексу, Закону "О защите прав потребителей", которые запрещают навязывание платных услуг людям. А здесь существовало откровенное навязывание: если не смог найти себе бесплатное место (а в центре - это практически нереально), то плати. Хотя граждане не заключали ни с кем договоры об оказании платных услуг по хранению автотранспорта. Значит, с них просто незаконно вымогали деньги.
Однако у автомобильного сообщества есть серьезные опасения, что на месте бывших платных парковок установят знаки "Стоянка запрещена" и вместо банды парковщиков появится банда эвакуаторщиков. В заложниках же, как обычно, окажутся простые потребители, которые либо живут, либо работают в центре. Мы говорим о центре, так как именно здесь и были сосредоточены платные парковки. Выход только один: создавать как можно больше бесплатных парковок. На все возражения типа "в центре нет свободной земли" могу сказать лишь одно: для всего платного места находятся быстро. И вообще с какой стати платными объявляют места общего пользования: дороги, тротуары, обочины? И эвакуаторы - тоже незаконны. Их применение оправдано, например, в случае ликвидации последствий аварии или если необходимо освободить проезд для президентского кортежа, для проведения какой-либо массовой акции. Но не для того, чтобы насильно перемещать личное транспортное средство, которое якобы создает помехи для движения. Но почему это решают сотрудники службы эвакуации? Кто их наделил такими полномочиями? Если чья-то машина мешает проезду, переместите ее на соседнюю улицу. Нет, ведь ее отвозят, как я называю, в автотюрьму, из которой владельцу приходится выручать свое авто за деньги. И немалые.
По всем вопросам, связанным с законностью взимания платы за парковку, можно обращаться по телефону "горячей линии" Городской службы платных парковок: 609-29-93 (круглосуточно).