25.09.2008 02:00
Происшествия

В рейтинге самых угоняемых машин строительная техника заняла 1-е место

В рейтинге автомобильных воров первое место заняла строительная техника
Текст:  Владимир Баршев
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4758)
Читать на сайте RG.RU

Банда угонщиков, которая в течение нескольких лет уводила в неизвестном направлении катки, трактора, бульдозеры и даже подъемные краны, в скором времени окажется на скамье подсудимых. Уголовное дело против этих "строительных специалистов" направлено в суд.

Банда из восьми человек, которые угоняли так называемую спецтехнику по Московской, Владимирской и Тверской областям, впервые была замечена в Ногинском районе Московской области в июне 2005 года. Тогда было возбужденно уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного пунктом "б" части 4 статьи 162 УК РФ (разбой). Эти молодчики зачастую не просто угоняли стоящие без присмотра машины, но и активно применяли силу. Все как в устаревших детективах: липкая лента на рот и глаза, завязанные руки-ноги, алкоголь в рот. Потом у водителя отбирали документы на технику, принуждали подписать доверенность и выбрасывали его где-нибудь в лесочке на обочине. На убийства эта гоп-команда не отваживалась.

К одному уголовному делу позже присоединились еще 11 из соседних районов и областей. По мнению следствия, главный фигурант дела Аслан Тумгоев в 2005 году создал устойчивую вооруженную группу, занимавшуюся хищениями грузовой и специальной строительной автомобильной техники. За два года эта организованная преступная группа совершила 12 разбойных нападений. Общая сумма похищенного составила более 21 миллиона рублей.

Угонщики заранее подыскивали объект, определяли место сбора и место нападения, пути отхода, а также маршрут, по которому уводили похищенную технику.

Сворованные машины прятали в ангарах, имевшихся в распоряжении банды. Один из спецов - Магомаалиев изменял идентификационные номера, номера кузовов, шасси, двигателей, государственные регистрационные знаки. Одни машины продавали с под дельными документами, другие разбирали и сбывали на запчасти.

По данным МВД, криминальный спрос на строительную технику очень высок. В рейтинге угонщиков он даже превышает аналогичный спрос на элитные автомобили. По всей стране идет кипучая деятельность строителей. А средняя стоимость нового импортного экскаватора - 200 тысяч евро. Подержанная спецтехника стоит вполовину дешевле, но все равно ее цена сопоставима со стоимостью новых иномарок премиум-класса. При этом надо учитывать, что если иномарки оснащаются всеми возможными системами защиты от угона вплоть до спутниковых, то строительная техника зачастую таких наворотов не предполагает. Не все строительные организации считают возможным тратиться на такие мелочи. А поэтому и не все страховые компании берутся страховать такую технику. То есть ее угон становится практически безнаказанным.

Машины, как правило, перегоняют в другой регион, а то и в соседние страны, например, на Украину или в Белоруссию. Но в основном эти машины уже через неделю после угона трудятся на стройках Кавказа и Уральского региона.

Как правило, угонщики строительной техники не кровожадны. Обычная практика: подойти к водителю бульдозера и попросить его разровнять горку на огороде тут недалеко, но за большие деньги. И как только дорогая машина оказывается в укромном месте, у водителя отбирают документы. Был случай, когда водителя приковали наручниками к сосне. Но при этом оставили ему напильник, чтоб он смог освободиться. Пять часов работы - и водитель смог добраться до ГИБДД, чтобы заявить о нападении и угоне.

Первый всплеск подобных краж наблюдался в 2000 - 2001 годах. Тогда же была взята первая банда, специализирующаяся на этой технике. Второй всплеск начался в 2005 году. Именно к этому времени относятся преступления банды, деяния которой будут сейчас рассматриваться в суде.

Всем обвиняемым по делу в зависимости от степени участия в преступной деятельности предъявлены обвинения в создании и участии в вооруженной группе, разбойных нападениях, похищениях у граждан паспортов или других личных документов, подделке или уничтожении идентификационных номеров транспортных средств. Поскольку большая часть преступлений совершена на территории Московской области, уголовное дело направлено в Московский областной суд для рассмотрения по существу.

Криминал Легковые авто