25.09.2008 02:00
Авто

"РГ"-советы: Плюсы и минусы "праворульных" машин

На Дальнем Востоке, в Забайкалье, Сибири и на Алтае машин с правым рулем уже больше, чем обычных
Текст:  Александр Бушев
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4759)
Читать на сайте RG.RU

Рубикон перейден. Уже 60 процентов легковых автомобилей на Дальнем Востоке - японские праворульные машины.

Примерно та же ситуация сложилась в Хабаровском крае, Забайкалье, в Сибири и на Алтае... И это закономерно. Низкая цена, приемлемое качество, обилие запчастей - и вот уже "японки" повсюду. Еще немного - и страна (или по крайней мере та ее половина, что за Уралом) должна будет менять сторону движения. Или хотя бы специально обучать в автошколах особенностям левосторонней езды.

Корреспондент "РГ" попытался выяснить плюсы и минусы "праворульных" машин и их перспективы.

Привычка - и ничего больше

Москва пока остается самым "леворуким" регионом страны. Но и тут мне удалось без особого труда отыскать инструктора, натаскивающего автовладельцев Made in Japan. Зовут его Юрий Филиппов. Телефон свой он просил не указывать: "От клиентов отбоя и так нет..."

- Итак, Юрий, в чем же особенности езды по России в автомобиле с правым рулем?

- В городе разницу в расположении руля почти не замечаешь - плотность потока высока, и тут не до обгонов. Самое главное - своими действиями не мешать другим участникам движения. А вот на трассе... Там наиболее сложный и опасный маневр - обгон. Водитель вынужден вести себя иначе, нежели на леворульной машине. С левого сиденья отлично видно встречную полосу, с правого - увы, и нужно быть предельно внимательным.

Еще. В автомобиле с левым рулем главной у вас была какая рука - правая? Ею вы переключали передачи, дергали ручник, включали "дворники", нажимали практически на все клавиши на приборной панели. Теперь эти функции отошли к левой руке. Потребуется несколько месяцев, чтобы довести манипуляции до автоматизма.

Самое сложное, если праворукая машина с механической коробкой передач. Научиться переключать рычаг левой рукой потребует много времени, так же как и синхронизация работы ног и левой руки. Правда, процент "японок" с механической коробкой на российском рынке минимален. А "автомат" особых неудобств не доставляет.

- Мне не раз приходилось садиться за правый руль, и всегда казалось, что габариты автомобиля не соответствуют истинным.

- Да, есть такой эффект. Парковка, езда назад и особенно левый поворот требуют определенного навыка, если, повторяю, вы пересели с левого руля. Но, вспомните, ведь когда вы начинали на леворульной машине, то тоже какое-то время привыкали к габаритам. Часто на японских машинах можно видеть дополнительное зеркало на левом крыле и светящийся в темноте габаритный маячок на левой части бампера. Они очень выручают.

А вообще, и это я не устаю повторять: правый руль в городе - не повод для гонок. Если вы азартный водитель, вечно опаздываете и любите перескакивать с полосы на полосу, - вам нужна другая машина.

Скоро все изменится?

В скором времени соотношение "праворуких" и "леворуких" машин вновь может измениться. Даже на Дальнем Востоке.

Уже точно известно - наше вступление в ВТО откладывается. Что же это значит для автомобилистов?

Очень просто - у наших соотечественников, предпочитающих пока более дешевый японский правый руль, появляется шанс пересесть за нормальный - левый. Дело в том, что после вступления во Всемирную торговую организацию Россия должна была постепенно снизить ввозные пошлины на импортные автомобили с нынешних 25 процентов до 15 - в 2015 году. Другими словами, еще шире открыть ворота дальневосточных портов для "праворуких".

Обещание Запада принять Россию в ВТО заставило нас несколько лет назад запретить так называемую "отверточную" сборку импортных автомобилей. Это когда в страну завозится отдельно бампер и отдельно весь автомобиль, затем все это собирается и получается новая иномарка. Ее очевидное достоинство - более низкая цена. Ведь уже не нужно платить 25 процентов ввозной пошлины!

Теперь, после приостановки переговоров по ВТО, мы намерены использовать момент и увеличить число "отверточных" заводов в стране. Желающих этим заняться достаточно от Дальнего Востока до Калининграда.

Хроника

2002 г. Автопроизводители России призвали власти запретить правый руль, поскольку он якобы небезопасен на дорогах. Правительство отказалось, пояснив, что это парализует автомобильный рынок на Дальнем Востоке.

2005 г. Минпромэнерго внесло в правительство план развития отечественного автопрома до 2008 года, согласно которому иномарки с правым рулем должны быть изгнаны с российских дорог. Однако вскоре глава минпромэнерго Виктор Христенко заявил: "Ничего с правым рулем делать мы не будем".

2006 г. Об ограничении правого руля задумалась депутатская фракция "Единая Россия", предложившая версию закона "О дорожном движении". "Продвигал" закон бывший глава ГИБДД Владимир Федоров, предложивший постепенное ограничение ввоза машин с правым рулем и полный запрет через 10 лет.

2007 г. Премьер-министр РФ Михаил Фрадков после визита в Японию заявил, что не видит особой проблемы в использовании на территории России машин с правым рулем.

Авторитетное мнение

Виктор Похмелкин, председатель Движения автомобилистов России:

- Надо сделать так, чтобы те же самые люди, которые сегодня отстаивают правый руль, пересели на леворульные машины добровольно. Если, конечно, государство задачу такую ставит.

Анна Машукова, коммерческий директор проекта "Drom.ru - японские автомобили":

- На Дальнем Востоке не только простое население, а все чиновники, все дорожные инспекции - на правом руле. Я уверена, что с ростом благосостояния населения правый руль сам собой сойдет на нет.

Экспертиза

На заре автомобилестроения у большинства машин руль находился справа. Но со временем Европа стала переходить на правостороннее движение. Первой - Франция в 1938 году. Позже - Венгрия и Чехословакия. Потом итальянцы, югославы и поляки. Последними были шведы (1967 год). Лишь англичане до сих пор придерживаются правого руля.

Плюсы правого руля...

...и минусы

Легковые авто