Эксперты-транспортники пришли к шокирующему выводу: несколько часов ежедневного простоя в пробках обходятся экономике столицы в кругленькую сумму - порядка 600 миллионов рублей. Расчет примерно такой: часы, потерянные в пробке, умножаются на количество автомобилистов и их средний доход. И так ежедневно.
Тема автомобильных пробок, ставшая лейтмотивом "круглого стола", посвященного транспортным проблемам мегаполисов, уже давно стала притчей во языцех ввиду того, что власти пока не могут найти по-настоящему эффективного способа, чтобы разгрузить Москву. С каждым годом задача все более усложняется. По данным НИиПи Генплана Москвы, на сегодняшний день городу не хватает порядка 400 километров автомобильных дорог и 100 километров линий метрополитена. Ежегодно столица вкладывает порядка 100 миллиардов рублей в дорожно-мостовое строительство, но сократить разрыв пока не удается.
"Беда города в том, что темпы возведения жилья и офисных центров на десять лет опережают нормы, а строительство дорог на столько же лет отстает, - объяснил это обстоятельство главный инженер НИиПи Генплана Юрий Коротков. - Чтобы избавиться от пробок, нужно перестраивать всю существующую транспортную систему не только Москвы, но и Московской области".
Столичные власти давно уже вынашивают идею пересадить хотя бы часть автомобилистов, в особенности тех, кто ежедневно приезжает на работу в Москву из Подмосковья и ближайших регионов, на общественный транспорт. Но москвичи считают, что лучше с комфортом сидеть в собственном авто, чем тесниться в битком набитом автобусе. Об электричках и говорить не стоит - в нынешнем виде многие из них отпугивают даже самых неприхотливых пассажиров.
И не зря. Вот какие данные привел сопредседатель межрегиональной общественной организации "Город и транспорт" Антон Буслов: "Пассажир, который проехал в давке в автобусе всего один час, теряет 30 процентов своей трудоспособности, два часа - более 40 процентов". Но если общественный транспорт станет быстрым и удобным, говорят специалисты, примерно 20 процентов москвичей готовы пожертвовать "железным конем".
Одна из идей вывода столицы из пробок - создание для общественного наземного транспорта на городских магистралях выделенной полосы. Начать эксперимент планируется с Ленинского проспекта. По такому "обособленному" принципу передвигается общественный наземный транспорт во многих городах Европы. В нашей стране метод понемногу уже начал внедряться в Санкт-Петербурге. На очереди Москва. Правда, отдельные специалисты опасаются, что и это благое начинание не принесет существенного облегчения застрявшей в одной большой пробке столице. Всегда найдутся лихие водители, желающие проехать с ветерком и по полосам, предназначенным для автобуса.