Как учить детей русскому языку, если малограмотность стала нормой? Как сделать действенной языковую политику государства?
Эти вопросы обсуждали в Воронежском педуниверситете в рамках VII Всероссийской научно-методической конференции "Современная языковая ситуация и совершенствование подготовки учителей-словесников".
Школьные учителя, преподаватели вузов России и зарубежья выразили серьезную озабоченность состоянием русского языка в нашей стране. Грамотная речь перестала быть престижной. В выступлениях публичных персон постоянно нарушаются нормы современного литературного языка - вопреки Федеральному закону "О государственном языке РФ". Те, кто работает в органах власти, организациях всех форм собственности, в журналистике и рекламе, зачастую не знают, что обязаны говорить и писать правильно.
По мнению участников конференции, необходимо широкое общественное обсуждение сущности закона "О государственном языке". Они намерены обратиться в Правительство РФ с просьбами ускорить подготовку правовых документов, касающихся исполнения данного закона, и существенно пересмотреть систему госфинансирования работы учителей и преподавателей-филологов.
Словесники выступили за внедрение обязательных требований к непрерывному языковому образованию представителей всех ветвей власти, руководителей и менеджеров различных организаций, а также журналистов. Соответствующее предложение будет внесено в правительство и министерство образования и науки.
Как полагают словесники, надо возродить деятельность Комиссии и Совета по русскому языку при администрации области. Эти органы помогли бы в исполнении закона "О государственном языке" на региональном уровне. "Филологическое лобби" может быть эффективным: в середине 1990-х по настоянию Комиссии в старших классах воронежских школ были введены уроки русского языка - до того их считали ненужными. Примеру нашей области тогда последовали по всей стране. Сегодня словесники призывают увеличить количество уроков русского - одного часа в неделю в 11 классе недостаточно.