21.10.2008 04:00
Авто

Спрос на популярные модели автомобилей в сентябре сократился почти на треть

В сентябре сократились продажи даже популярных моделей автомобилей
Текст:  Тарас Фомченков
Российская Бизнес-газета - : №0 (676)
Читать на сайте RG.RU

Ассоциация европейского бизнеса в России обнародовала исследование рынка автомобилей иностранных брендов в России за сентябрь. По итогам первого осеннего месяца показатели продаж затронули даже самые популярные модели.

Хуже всего по сравнению с сентябрем прошлого года показал себя Chevrolet Lаnos. За первый месяц осени 2008 года автомобилей этой марки продано всего 2998, что на 35 процентов меньше показателей прошлого года.

На втором месте по уровню падения продаж также один из бестселлеров отечественного автомобильного рынка - Hyndai Accent. Эти автомобили в сентябре нашли на 28 процентов покупателей меньше, чем годом ранее.

На третьем месте один из лидеров по популярности среди российских автомобилистов - Ford Focus. Начало осени принесло этой модели падение продаж на 22 процента. Правда, стоит оговориться, что эти цифры приведены без учета модели Ford C-Max.

Так выглядит ситуация, если говорить о конкретных моделях. Если же заострять внимание на марках автомобилей, то она несколько иная. Так, марка Chevrolet находится в самом выигрышном положении: без учета продукции СП GM-АвтоВАЗ падение продаж автомобилей с крестом на радиаторной решетке в сентябре составило всего 2 процента.

Стоит отметить, что автомобили этой марки пока не сдают позиций самых продаваемых в России: по данным аналитического исследования Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, за 9 месяцев 2008 года продано 131 653 автомобиля, что на 34 процента больше показателей за тот же период прошлого года.

А среди лидеров - скандинавы, американцы и японцы. Продажи автомобилей марки Volvo снизилиcь по сравнению с сентябрем прошлого года на 35 процентов, Hummer - на 26 процентов, а Mitsubishi - на 25 процентов. Интересно, что при этом модель Mitsubishi Lanсer X за 9 месяцев 2008 года показала рост продаж на 336 процентов по сравнению с периодом с января по сентябрь 2007 года.

Пока продажи одних иномарок падают, других - растут. На этом фоне интерес к автомобилям марки Toyota в сентябре увеличился на 66 процентов, что сами представители компании объясняют выверенной маркетинговой политикой и увеличением квот для России.

Но паниковать пока рано. Согласно данным исследования, в сентябре было продано 179 432 иномарки. Этот показатель больше прошлогодних цифр на 22 процента или, в численном выражении, на 32 137 машин. Несмотря на развивающийся финансовый кризис, кстати, эти цифры на 2 процента больше августовских показателей.

За девять месяцев 2008 года продажи автомобилей иностранных марок выросли по сравнению с тем же периодом года прошедшего на 40 процентов, достигнув показателя в 1,6 миллиона машин.

Хотя, с другой стороны, может так быть, что продажи пока еще растут именно благодаря пресловутому кризису.

Ведь в подобной ситуации дер жать деньги в банке, конечно, можно, но инфляция будет быстро обесценивать сбережения. Поэтому накопления, если они есть, сейчас выгодно тратить. А автомобили - один из самых популярных видов "вложения в качество жизни".

Тем более что в России в кредит покупается пока еще не так много автомобилей, как на Западе. Поэтому, хотя банки и ужесточили требования к заемщикам, а также увеличили проценты по автокредитам, число тех, кто покупает машину за имеющиеся наличные, еще велико.

Ужесточение, кстати, хотя и не очень сильное, но достаточно показательное.

Во-первых, справка о доходах по форме 2-НДФЛ является теперь обязательной практически в любом банке. Во-вторых, минимальный первоначальный взнос за покупаемый в кредит автомобиль вырос в среднем по рынку с 10 до 30 процентов.

Ну и, наконец, процентные ставки по автомобильным кредитам поднялись, опять же в среднем по рынку, на 2-4 процентных пункта.

Так или иначе, но ожидать того, что все автомобилисты России перестанут покупать иномарки, нельзя. Да, в течение ближайшего года или полутора лет отечественный авторынок будет лихорадить. Сложная ситуация с ликвидностью банков, скачки курсов валют по отношению к рублю - все эти факторы не дадут возможности со стопроцентной точностью предсказать, какие предпочтения у автолюбителей России будут в относительно дальней перспективе. Правда, стоит отметить, что сильного их изменения можно будет не ждать: автомобиль по-прежнему остается той покупкой, которую большинство россиян делают тогда, когда на дом или квартиру еще не заработать, а все остальные блага цивилизации у семьи или отдельного человека уже есть. Поэтому продажи в обозримой перспективе все еще будут расти.

Легковые авто