23.10.2008 03:00
Экономика

Госсекретарь Союзного государства Павел Бородин: Мировой финансовый кризис не сократит финансирование совместных программ

Мировой финансовый кризис не помешает финансированию программ из бюджета Союзного государства
Текст:  Владимир Бибиков (Минск)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №0 (380)
Читать на сайте RG.RU

ПОВЛИЯЕТ ли мировой кризис на выполнение совместных белорусско-российских программ? Специалисты считают, что отлаженная система кооперационных связей, объединяющая десятки предприятий в единый, по сути, технологический конвейер, не пострадает и будет действовать так же эффективно. Но извлечь уроки из ситуации, сделать серьезные выводы необходимо.

Минский моторный завод, к примеру, поставляет продукцию на 22 российских предприятия, в том числе входящих в "Группу ГАЗ". За 6 месяцев 2008 года ММЗ реализовал на 10 процентов больше моторов, чем за аналогичный период года предыдущего. В том числе поставки на московский ЗИЛ возросли почти наполовину, а на Павловский автобусный завод - почти на четверть. Однако уже летом наблюдалась некоторая стабилизация спроса. Сегодня, когда мировой экономический кризис докатился до России, приходится считаться с тем, что некоторые автозаводы временно ограничивают выпуск грузовиков в ожидании, пока прояснится финансовая ситуация.

Что можно противопоставить этой в общем-то прогнозируемой реакции? Действенно только одно "лекарство": создание еще более совершенной и конкурентоспособной продукции, расширение ее номенклатуры с тем, чтобы привлечь новых покупателей. Именно на это, в сущности, и направлены программы, финансируемые из союзного бюджета. Не зря ведь на недавнем заседании Совета Министров Союзного государства при обсуждении новых проектов главы правительств Беларуси и России говорили о том, что совместные программы в области науки и технологий должны носить революционный, прорывной характер. Вот почему практически все средства направляются именно на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. А Госсекретарь Союзного государства Павел Бородин заверил, что мировой финансовый кризис не приведет к сокращению финансирования союзных программ. Наоборот, оно будет увеличено примерно на 20 процентов. Необходимость этого объясняется тем, что Беларусь и Россия тесно связаны во многих отраслях экономики и науки, в том числе энергетике, машиностроении.

В том числе такое объединение усилий позволяет Минскому моторному заводу с уверенностью работать над перспективными моделями двигателей. Здесь уже созданы моторы, соответствующие международным экологическим нормам "Евро-4" и "Евро-5". Это результат как тесного сотрудничества с крупнейшими мировыми фирмами, российскими исследовательскими организациями, так и собственных изысканий. На днях первый минский мотор мощностью 136 лошадиных сил стандарта "Евро-4" направлен для испытаний в реальных условиях одному из главных предприятий-потребителей - Павловскому автобусному заводу.

Планируется, что оснащенный им автобус будет изготовлен в ноябре. Напомним, что экологические требования такого уровня вступают в России в силу лишь с января 2010 года.

- Однако чтобы начать серийный выпуск автомобилей и автобусов в эти сроки, их производители уже сегодня должны вести работы по применению соответствующих моторов и по подготовке производства, - считает технический директор Минского моторного завода Игорь Анушкевич. - Моторостроители стараются предоставить своим партнерам такую возможность.

А на ММЗ уже смотрят и в более отдаленную перспективу. Созданный в Минске дизельный мотор мощностью 190 лошадиных сил, соответствующий стандарту "Евро-5", сейчас проходит всестороннюю доработку. Благо недавно предприятие приобрело уникальный испытательный комплекс, позволяющий анализировать работу двигателя по множеству параметров в режиме реальных нагрузок. К слову, таких комплексов в СНГ всего три. Оборудование позволит успешно выполнить и еще один масштабный проект - совместное с Тутаевским моторным заводом производство тяжелых дизельных двигателей.

Эта идея как нельзя лучше доказывает, что, объединив усилия, предприятия Беларуси и России способны достичь намного большего, чем порознь. Еще в 90-х годах прошлого столетия на заводе в Тутаеве для последующих поставок на Белорусский автозавод, выпускающий карьерные самосвалы, был разработан современный 8-цилиндровый мотор. Однако из-за развала СССР и экономических связей проект так и остался на полке.

И лишь недавно прогрессивная конструкция получила еще один шанс благодаря кооперации с ММЗ. Тутаевский моторный завод будет поставлять наиболее металлоемкие детали в Минск, где двигатель оснастят современной аппаратурой, системами управления. Около десятка собранных таким образом агрегатов уже поступили на Бел АЗ и установлены на самосвалы грузоподъемностью 30 тонн. Первый из них за несколько месяцев работы в три смены в карьере прошел около 50 тысяч километров и практически не вызывает нареканий. Автомобилестроители весьма заинтересованы в таком сотрудничестве, поскольку спрос на карьерные самосвалы достаточно высок.

В будущем предполагается поднять экологические показатели двигателя до уровня "Евро-3" и выше, а мощность - до 715 лошадиных сил. В таких моторах заинтересованы и Минский завод колесных тягачей, и гомельский завод по производству сельхозмашин "Гомсельмаш", и другие предприятия. С учетом этого на ММЗ заканчивается строительство специального сборочного участка тяжелых двигателей. Их выпуск значительно возрастет, причем до половины стоимости изделия будет приходиться на белорусскую сторону. Благодаря этому проекту Беларусь и Россия не только сохранят рабочие места, но и создадут новые.

Однако, к сожалению, так бывает не всегда. В свое время финансирование из союзного бюджета буквально спасло производственную кооперацию минских автомобилестроителей и их ярославских коллег, выпускающих дизельные моторы. Но недавно Минский завод колесных тягачей закончил тестирование самосвала грузоподъемностью 30 тонн, оснащенного китайским двигателем мощностью 460 лошадиных сил и коробкой перемены передач. Агрегаты соответствуют стандарту "Евро-3". И можно было бы порадоваться за китайских коллег, освоивших высокие технологии, если бы не тот факт, что их мотор может заменить на МЗКТ ярославский двигатель традиционной конструкции со сдвоенным блоком цилиндров. Именно на его доводку до уровня "Евро-2", а затем и "Евро-3" из союзного бюджета в свое время выделялись немалые средства. Но на заводе колесных тягачей сообщили, что импортный аналог оказался легче, мощнее, при этом он менее шумный и нет сомнения, что будет доведен до стандарта "Евро-4". На ярославском "Автодизеле" тоже освоен выпуск мотора такого уровня, но он существенно дороже. МЗКТ намерен выпустить в следующем году 100-150 самосвалов с китайскими моторами, однако это только вершина айсберга: конкуренты уже создали в России три технических центра по обслуживанию своих двигателей, готовятся к освоению нового рынка серьезно. Нетрудно подсчитать возможные потери отечественных заводов.

Очевидно, что в нынешних жестких финансовых и конкурентных условиях белорусские и российские предприятия-партнеры должны максимально полно учитывать интересы друг друга.

 

 

Промышленность Макроэкономика Легковые авто Инвестиции Союзное государство России и Беларуси