Заложниками ситуации стали семьдесят семей военнослужащих. Они получили ключи от квартир, где невозможно жить. Вместе с сотрудниками прокуратуры проблему изучал корреспондент "РГ".
На улице осенняя промозглая стужа, а в пензенской девятиэтажке по улице Онежская, 21, из благ цивилизации только свет. Но и электричество появилось здесь буквально на днях.
Тот миг, когда в его квартире наконец загорелась лампочка, отставной офицер Александр Старцев запомнит как самое важное событие последних месяцев. Более полугода Александр с женой и двумя взрослыми детьми прожил в кромешной темноте без элементарных удобств, в доме, где, кроме стен, ничего нет. Воду для хозяйственных нужд черпали прямо из подвала. Ее там, вопреки всем санитарным нормам, в достатке.
- Просили у строителей разрешения приготовить еду у них в вагончике на плитке, - делится горестным опытом полковник запаса.
О последних злоключениях этой семьи можно было бы снять модное реалити-шоу или выдать всем от мала до велика сертификат о прохождении боевой подготовки в условиях, близких к экстремальным.
Нельзя сказать, что раньше Старцевых баловала судьба. 25 лет они вынуждены были провести на съемных квартирах, кочуя за главой семьи из гарнизона в гарнизон. Стойко сносили тяготы жизни. Случалось, сами пекли хлеб, чтобы было что подать к столу, детям приходилось порой при свечах учить уроки.
Выйдя на пенсию, Александр Старцев вместе с погонами полковника получил ордер на долгожданную трехкомнатную квартиру. Как радовалась офицерская чета, узнав, что после всех испытаний у них наконец появится собственный угол. Тогда они еще не подозревали, какие "хоромы" их ждут.
Девятиэтажку по улице Онежской возвели два года назад по заказу министерства обороны в рамках программы по обеспечению жильем военнослужащих и членов их семей. Семидесяти офицерам выдали ключи от квартир, забыв предупредить, что они непригодны для проживания.
С тех пор по бумагам военнослужащие являются собственниками жилья и не могут претендовать на другие квадратные метры. Но фактически их бросили на произвол судьбы в бетонных коробках - во мраке и холоде. Примечательно, что большинство семей даже оформили прописку в доме-призраке, но переселиться сюда, помимо отважных Старцевых, больше никто не решился.
Солдаты своей страны стали невольными заложниками неразберихи в армейской системе.
- По заявлению жильцов дома была проведена прокурорская проверка, - помог "РГ" разобраться в сложившейся ситуации военный прокурор Пензенского гарнизона Евгений Фищенко. - Удалось установить, что коммунальные линии не были подключены к дому из-за неуплаты подрядчику со стороны организации, которая осуществляет финансирование строительства объектов министерства обороны.
Однако невзирая на этот вопиющий факт дом был сдан и принят к эксплуатации как "законченное строительство". Под документом стоят подписи высокопоставленных чинов, как армейских, так и гражданских.
Куда смотрела комиссия и на каком основании выдала такое заключение, должно стать предметом судебного разбирательства.
Примечательно, что управляющая компания даже успела заключить с жильцами многострадальной многоэтажки договор социального найма, на основании которого обслуживается жилой фонд, хотя фактически обслуживать нечего.
- Материалы переданы в следственный комитет при прокуратуре РФ, который должен решить вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц, принявших этот дом, - пояснил военный прокурор. - Соответствующее представление направлено в администрацию Пензы. К сожалению, сроки привлечения к административной ответственности уже упущены.
Как только в дело вмешалась военная прокуратура, вокруг забытой всеми многоэтажки начали хлопотать люди в штатском. Как стало известно корреспонденту "РГ", в настоящее время заключен договор с обслуживающими организациями на подачу тепла, воды и газа. Однако сроки реального подключения коммуникаций остаются неизвестны. Даже специалисты не берутся предполагать, как долго еще многострадальная девятиэтажка будет пугать мертвой тишиной, глядя на мир темными глазницами необжитых окон.