Автополигон под Дмитровом (официальное название: Научно-исследовательский центр по испытаниям и доводке автомототехники ФГУП "НАМИ") - заветное место для всех автомотостроителей, отечественных и зарубежных. Именно здесь проходят тесты новенькие российские модели, а иномарки не могут въехать в нашу страну, если не получат от дмитровских спецов "добро", то бишь подтверждение качества.
Конечно, есть и другие полигоны, но Дмитровский - самый крупный в Европе. Корреспонденты "РГ" отправились туда, чтобы увидеть своими глазами, где проходят испытания самые современные машины.
Крутой маршрут
Денис Загарин, руководитель центра, садится за руль микроавтобуса. Минута - и мы в "горах Кавказа": дорога петляет по холмам, точь-в-точь повторяя серпантины южных трасс. А вот четыре дорожки ведут на крутую возвышенность. У каждой своя крутизна - от 30 до 60 процентов. Взмываем вверх (кажется, автобус встал почти вертикально). Загарин невозмутимо поясняет: "Здесь мы проверяем тяговые показатели автомобиля, надежность тормозных систем". Едва переводим дух - видим на обочине разбросанные желтые тумбы - отбойники. Авария? "Вчера тестировали заградительные сооружения, - успокаивает Загарин. - Только когда мы подтверждаем, что ограждения могут выдержать соответствующие удары и наехавшая на них машина не попадет на встречку, их запускают в производство".
На широкой площадке проложены пестрые дорожки, у каждой свой профиль. На одной серые булыжники ровно сидят в земле "плечо к плечу". На другой - дыбятся волнами. Рядом блестит полоса базальтовой плитки, есть бетонная "стиральная доска" (две секунды пути по ней - и кажется, что вылетят зубы)...
Для каких бы условий эксплуатации не предназначался автомобиль, его можно здесь протестировать без проблем. Всего на полигоне 15 разновидностей специальных испытательных дорог общей протяженностью более 110 километров. Помимо этого, есть трасса для проведения соревнований по автокроссу для легковых авто и багги. "Полигон начал работать в 1964 году. Тогда считалось нормой под экспериментальные дороги отдавать 5 квадратных километров. Дмитровскому полигону отвели 25. Есть резервы для роста!" - заявляет Загарин. Например, в ближайшее время хотят проложить особую дорогу для проверки эффекта аквапланирования. Автомобилисты знают: случись такое в пути - беда. Злополучный эффект происходит, когда все изъяны дороги скрываются под водой. Если колеса не в состоянии быстро освобождать зону контакта от воды, водяной вал может превратиться в мощный клин и машина всплывает. Дать по тормозам? Бывает, это только ухудшает ситуацию. В общем, прямая дорога в кювет. Дороги сейчас стали строить лучше, скорости движения возросли, поэтому тесты на аквапланирование будут очень востребованы.
Дело - труба
Следующий пункт нашего маршрута - аэродинамическая труба, вытянутая огромным прямоугольником. Через операционный зал проходим в чрево трубы. Сюда загоняют автомобиль, устанавливают на поворотный круг в центре. Колесами он "наступает" на площадки электромеханических весов. Они настолько чувствительны, что реагируют даже на копеечную монетку, брошенную на сиденье легкого грузовичка. Затем начинается "продувка". Поток воздуха вокруг машины движется со скоростью 200 километров в час. "Так определяются силы, возникающие при движении автомобиля, исследуется его устойчивость и управляемость, отыскиваются оптимальные формы кузова", - рассказывает руководитель аэродинамического комплекса Евгений Валягин. Чтобы выяснить такие характеристики, ученые придумали массу хитростей. Скажем, для определения изъянов кузова машину обклеивают длинными нитками и смотрят, как они ведут себя в потоке воздуха. Прилипли к кузову - хорошо. Колеблются - плохо, надо менять форму.
Как рассказал Владимир Сальников, заместитель руководителя НИЦИАМТ ФГУП "НАМИ", такой аэродинамической трубы нет в других странах Восточной Европы, она до сих пор считается одной из самых современных. Значение испытаний в ней только возрастает. Сейчас на первый план выходят вопросы экологии. Так вот, снижение аэродинамического сопротивления воздуха позволяет не только существенно экономить горючее, но и сокращать выбросы углекислого газа. К тому же в трубе могут проходить испытания объекты, не имеющие никакого отношения к автомобилям. На стене - фотоотчет об исследованиях. Вот замер в воздухе манекен горнолыжника (кстати, только после испытаний в подобной трубе спортсмены стали держать в прыжке лыжи не параллельно, а буквой V - так увеличиваются скорость и дальность приземления). На второй фотографии - туристическая палатка. Исследовали ее продуваемость. На другой - макет храма Христа Спасителя. Ученые проверяли, смогут ли выдержать порывы сильного ветра листы позолоты на куполах... Увы, сетуют специалисты, труба загружена не под завязку. Новые машины отечественных машиностроителей приезжают сюда нечасто. А другие производители еще не оценили, какие преимущества открываются перед ними после "трубных" тестов, и в продвижении товаров больше уповают на маркетинг, чем на науку. И проигрывают.
Опасное кресло
Через зажатые разными "тисками" кузовы (идет проверка на устойчивость к перегрузкам в случае беды) проходим в "кабинет манекенов". Электронные дети и взрослые устало сидят на стульях. Их работе не позавидуешь. Как правило, они - главные участники краш-тестов - испытаний автомобиля на безопасность. Раскрашенного манекена (чтобы потом найти места контакта с деталями интерьера) усаживают в салон, приматывают скотчем к рулю руки "водителя". Трос со скоростью 60 километров в час тянет машину по разгонной полосе к препятствию... Удар! Бывает, во время испытательного столкновения рука детского манекена, усаженного на заднее сиденье, пробивает стекло легковушки... После каждого теста манекены разбирают и собирают вновь, укладывая один к одному электронные "сосуды" - проводки датчиков, фиксирующих все изменения, которые могут возникнуть у человека, попавшего в схожую ситуацию. Век манекена недолог, а стоит такой "друг", чья биомеханика полностью соответствует человеку, более 100 тысяч евро.
На самом деле они бесценны: на счету каждого из них - не одна тысяча спасенных жизней. Недавно сюда обратился изобретатель надувного детского автокресла: "Одобрите - буду патентовать и затем тиражировать". Провели испытания - и кресло вернули на доработку. "К сожалению, - сетуют здесь, - далеко не все разработчики детских автокресел поступают так честно. Недавно купили в магазине выпущенные в Польше, проверили - результат неутешительный. Где прошли сертификацию - непонятно!"
Впрочем, зачастую результаты радуют. Совсем недавно испытали первую в России демпфилирующую систему, то есть смягчающую удар при наезде движущейся машины на стоящую. Система представляет собой картридж, больше напоминающий прицеп без колес. Во время испытаний картридж прикрепили к "газели". С ней, разбежавшись со скоростью 65 километров в час, "поцеловался" "фольксваген". Картридж - всмятку, "газель" - цела, у "немца" - разбита фара. Смягчающая система свое отработала.
Тише, идут "автоэкзамены"!
Заходим в шумозаглушенную камеру - и словно оказываемся под водой, уши давит. Звук отражает только пол. Стены в метр толщиной обложены сотами из поролона, пропитанного жидким стеклом. Только в таких условиях и можно исследовать внешний, внутренний шум и вибрацию машин. "Слухачи" за много лет работы научились почти не хуже приборов различать нюансы работы механизмов. И могут сказать, превышает ли шум двигателя или другого механизма установленный порог, не глядя на показатели, выдаваемые компьютером.
"Лабораторный комплекс центра - единственный в России, где можно провести одновременно различные испытания на активную и пассивную безопасность, эргономику, аэродинамику, коррозийную стойкость и виброакустику, - не скрывает гордости Владимир Сальников. - Исследуем и оцениваем около трех тысяч показателей и параметров разнообразных объектов: от велосипеда до большегрузных автопоездов. Все время пополняем арсенал аппаратуры. Например, недавно установили уникальный комплекс по анализу выбросов вредных веществ - единственный в России и СНГ. Это инструмент исследований и типовых испытаний, определяющих соответствие требований по экологии до уровня "Евро-5".
Впрочем, провести тесты - это полдела. Одна из задач ученых - разработать предложения, как сделать испытуемый автомобиль более надежным, быстрым, безопасным. Иностранные фирмы любят работать с дмитровскими коллегами - идеи у них дельные. По словам Загарина, из более чем 500 договоров и контрактов на научные, конструкторские и другие работы, выполняемые центром в год, немалая часть приходится на зарубежных производителей. На полигоне чуть ли не прописались самые известные в мире машиностроительные фирмы и крупнейшие исследовательские автомобильные центры Европы.
Но самое главное - среди ученых центра много молодежи. Загарин знает, чем привлечь молодые таланты: центр оказывает поддержку в учебе, помогает и с жильем. А перспектив для развития творческой деятельности - хоть отбавляй. От того, как быстро они будут воплощаться в жизнь, зависят безопасность на дорогах и наша с вами жизнь.