Представители коренных малочисленных народов Севера обратились в Южно-Сахалинский городской суд с исками к компании - оператору крупного международного нефтегазового проекта, в котором участвует российский и иностранный капитал.
Подали их жители Охинского, Ногликского, Тымовского и Александровск-Сахалинского районов, всего 204 человека.
В двух исках прописаны требования: запретить эксплуатацию трубопровода от Одоптинского и Чайвинского месторождений до нефтеналивного терминала в Де-Кастри на территории исконного проживания и хозяйственной деятельности нанайцев, нивхов, ороков и эвенков.
- Эта земля является единственным источником средств существования коренных малочисленных народов Севера Сахалина, - рассказал "Российской газете" директор информационно-правового центра коренных малочисленных народов Севера Владимир Денисов. - А нефтепровод ставит под угрозу и этот источник, и само существование этих народов: уничтожены оленьи пастбища, охотничьи угодья, ягодники и грибные места. Прежде на оленьи пастбища, в охотничьи угодья и на рыбные промыслы коренных малочисленных народов было крайне трудно добраться. Сейчас туда можно доехать по технологической дороге, построенной для обслуживания нефтепровода, и угодья коренных малочисленных народов стали доступны для браконьеров, убивающих домашних оленей. Таким образом, нефтепровод существенно нарушает права и законные интересы коренных малочисленных народов.
Председатель регионального совета уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Сахалинской области Алексей Лиманзо считает, что сейчас исконное население острова находится в достаточно сложной ситуации. Количество мест для национальной хозяйственной деятельности неуклонно уменьшается.
- С утратой национального промысла теряется и часть культуры малого народа. Компенсировать эту потерю невозможно. Поэтому мы понимаем и разделяем тревогу сотен представителей коренных народов острова, связанную с деятельностью нефтяных компаний на Сахалине. У нас уже имеются примеры, когда разрешенная и вроде бы безопасная деятельность нефтегазовых компаний выходила боком малочисленным народам, - рассказал он.
Например, по словам Алексея Лиманзо, сегодня у аборигенов Сахалина уже практически не осталось мест для разведения оленей. Участок выпаса и отела одного из исчезающих на острове стад домашних оленей в районе залива Пильтун под угрозой. Через него планируется проложить очередной трубопровод.
В то же время представитель компании - оператора проекта Валерий Крипа сообщил "Российской газете", что в сентябре 2008 года государственная экологическая экспертиза РФ, после получения согласований с рядом ведомств, включая Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера, а также ряда общественных консультаций в Охинском и Ногликском районе, выдала положительное заключение по проекту строительства промыслового трубопровода на Одопту через залив Пильтун. После рассмотрения проектной документации ведущие российские эксперты пришли к выводу, что работы по переходу трубопровода могут быть проведены с соблюдением всех требований техники безопасности и охраны окружающей среды и что планом строительства трубопровода на Одопту предусматривается защита дикой природы и местных землепользователей.
- Взаимодействие нашей компании с оленеводами севера Сахалина и другими представителями коренных народов при работе по проекту имеет долгую историю. За прошедший год мы неоднократно общались с жителями поселка Вал по поводу проекта разработки месторождения Одопту, учли их мнения по планам проекта и надеемся на продолжение диалога. Компания полностью согласна с задачей защиты традиционной культуры и образа жизни коренных народностей вблизи наших объектов. Мы проводим консультации и предоставляем помощь во многих аспектах, как, например, строительство переходов через водные объекты во время ежегодной миграции оленей, - рассказал Валерий Крипа.
В то же время он отметил, что организации коренных малочисленных народов Севера неоднократно выдвигали подобные заявленным исковые требования к компании-оператору, а также к подрядчикам и субподрядчикам.
- В удовлетворении их было отказано, судебные решения вступили в законную силу, - сказал Валерий Крипа.
Начальник отдела животноводства и племенного дела управления сельского хозяйства Сахалинской области Константин Агапов сообщил "Российской газете", что в начале текущего года на Сахалине числилось 164 домашних оленя.
- Конечно, есть и неучтенные особи, но думаю, что их не так уж и много, - сказал он. - Оленеводство как отрасль сельского хозяйства на острове развалилось в перестроечные годы, задолго до начала реализации нефтегазовых проектов.
Екатерина Королева,начальник отдела коренных народов Севера аппарата администрации Сахалинской области:
- Права аборигенов защищены региональным законодательством. В частности, законом области о правовых гарантиях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни и хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов. Мы пристально следим за развитием ситуации с протестом части малочисленных народов острова против деятельности нефтяников. Мы настаиваем на неукоснительном соблюдении требований российского законодательства и действуем в интересах как коренного населения Сахалина, так и островной экономики.