28.10.2008 14:35
Экономика

За развал компании "Дальавиа" спросить не с кого

За развал регионального авиаперевозчика спросить не с кого
Текст:  Юлия Вандышева (Хабаровск)
Российская газета - Дальний Восток: №0 (4781)
Читать на сайте RG.RU

Дальневосточное управление внутренних дел на транспорте озвучило предварительные итоги проверки финансово-хозяйственной деятельности бывшего руководства компании "Дальавиа".

В связи с внезапным банкротством самого крупного дальневосточного авиаперевозчика следственное управление УВД на транспорте совместно с Дальневосточной транспортной прокуратурой, УФАС и Росавиацией проводит сразу восемь проверок.

2008 год, как следует из бухгалтерских документов, предприятие встретило с небольшой прибылью, но уже за девять месяцев этого года баланс оказался в минусе на два миллиарда рублей. Силовики связывают финансовый крах авиаперевозчика с деятельностью бывшего руководства компании, кстати, назначенного московским "Аэрофлотом".

Менеджеры в разы увеличили себе заработную плату. А потом резко изменили испытанную годами схему работы и стали отказываться от прибыльных маршрутов, заменяя их заранее убыточными рейсами.

- Кроме того, за прошедший период авиакомпанией было выписано 147 бесплатных авиабилетов более чем на один миллион рублей, - объясняет начальник Дальневосточного УВД на транспорте Александр Кем. - Билеты предназначались для лиц, абсолютно не имеющих отношения к "Дальавиа".

Другим эпизодом, по которому сейчас ведется проверка, стали "непонятные  командировки авианачальников за границу, которые странным образом почему-то совпадали с различными праздниками". Например, свои новогодние каникулы с 28 декабря по 4 января бывший генеральный директор "Дальавиа" Валерий Чичилимов  и его заместитель встретили в Харбине. Еще один руководитель лечение в новосибирском медицинском центре тоже оформил как поездку по делам фирмы. Поправка здоровья начальника обошлась авиакомпании почти в 100 тысяч рублей.

Однако эти суммы несопоставимы с задолженностью авиакомпании, которая составляет около двух миллиардов рублей.

- Сейчас мы начинаем с малого, чтобы было за что уцепиться, - отметил Александр Кем. - Все упирается в финансы, везде нужно проводить документальные проверки и ревизии. При содействии правительства Хабаровского края на предприятие уже направлены ревизоры, по итогам работы которых можно будет говорить о более конкретных результатах.

Однако пока что у следствия относительно банкротства авиаперевозчика больше вопросов, чем ответов, потому что некого допрашивать. Все московские менеджеры после финансового скандала "встали на крыло" и улетели в центральную часть страны, а кое-кто предпочел оправиться в теплые страны.

Между тем главной целью проверок названо установление причин кризисной ситуации, в которой оказался авиаперевозчик. Валерий Чичилимов объяснял кризис "предпосылками, которые сформировала деятельность компании в 2002-2006 годах", в том числе и "неэффективным парком воздушных судов, беспрецедентным ростом стоимости авиакеросина и жесткой конкуренцией со стороны иногородних авиакомпаний". Нынешний исполняющий обязанности гендиректора "Дальавиа" Игорь Багельфер, признав и объективные факторы кризиса, отметил, что "прежнее руководство компании вело не очень удачную коммерческую политику".

- "Дальавиа" привели в столь печальное положение в том числе и психология потребительства, ожидание каких-то чудес и финансовой помощи из Москвы, - заявил Игорь Багельфер.

Тем временем все пилоты, штурманы и бортинженеры "Дальавиа" с 1 ноября 2008 года будут уволены из авиакомпании в связи тем, что она находится в предбанкротном состоянии. О предстоящем увольнении сообщил временно исполняющий обязанности генерального директора авиакомпании Игорь Багельфер на встречи с летным составом в минувшую пятницу. Он также заявил, что процедура банкротства авиакомпании начнется уже на нынешней неделе. В этом случае можно будет разблокировать арестованные за долги счета "Дальавиа" и начать рассчитываться с долгами по зарплате. Ранее уведомления об увольнении получили 600 работников авиакомпании, среди которых были экипажи Ил-62, Ан-24, а также бортпроводники и специалисты наземных служб. Теперь на улице окажется фактически весь летный состав. В компанию "Владивосток Авиа" смогут устроиться всего около ста летчиков "Дальавиа". При этом им придется переехать из Хабаровска в столицу Приморья.

Компетентно

Дмитрий Баренбаум, начальник отдела по надзору за исполнением законов на транспорте дальневосточной транспортной прокуратуры:

- Проверка закончена, но вопрос о возбуждении конкретных уголовных дел, в частности, за преднамеренное банкротство, пока не решен. Еще не начата процедура банкротства "Дальавиа", следовательно, даже о подозрении в преступлении говорить еще рано.

Авиатранспорт Хабаровск Дальний Восток