29.10.2008 05:00
Власть

Александр Ципко: Ответственность за безопасность народов СНГ должна носить коллективный характер

Текст:  Александр Ципко (политолог)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4782)
Читать на сайте RG.RU

Решение Думы значительно упростить приобретение российского гражданства для мигрантов из стран ближнего зарубежья оправданно со всех точек зрения.

Об экономической целесообразности такого решения сказано достаточно много. Новой России, которая расположилась на одной седьмой части суши, не только не хватает рабочих рук, но и демографических ресурсов для сохранения за собой нынешних обширных, во многих местах заброшенных территорий. Политическая элита бывшей РСФСР, которая была инициатором Беловежских соглашений 8 декабря 1991 года, не отдавала себе отчета, что усеченная Россия, лишившись своих геополитических преимуществ и традиционных демографических ресурсов, не сможет не только обеспечить жизнь в освоенных землях Сибири и Дальнего Востока, но и экономическое развитие сердца России, обезлюдевшего еще в годы советской власти русского Нечерноземья.

Хорошая мысль приходит в голову у нас опосля. Мы наконец осознали то, что можно было увидеть еще в 1991 году, что даже Российская Федерация остается империей как многонациональное государство, что она может сохраниться и существовать только сохраняя сотрудничество, складывающиеся веками связи между всеми народами исторической России. Правда, раньше в составе СССР и армяне, и молдаване, и украинцы, и азербайджанцы делали общее всероссийское, всесоветское дело у себя дома, оставаясь гражданами и жителями своих национальных советских республик, а теперь миллионы армян, азербайджанцев, узбеков, таджиков покидают свою родину, чтобы навсегда осесть в приютившей их все же богатой России. Вопреки всем ожиданиям и прогнозам идеологов суверенитета РСФСР распад СССР не только не способствовал русификации и национализации РСФСР, а, напротив, усилил характерную для российской истории тенденцию смешения народов и наций. Сама идея создать Россию для русских противоречила исходной природе нашего национального государства.

Так что бывшим поборникам великорусского сепаратизма придется смириться с новыми российскими реалиями, с тем, что таджики, став гражданами РФ, уже пасут коров в Подмосковье, а предприимчивые армяне занимаются возделыванием пшеницы на заброшенных землях поймы Оки около Калуги.

Не могу сказать, что новая, более демократичная миграционная политика РФ имеет еще и моральное оправдание. Те, кого мы называем сегодня мигрантами, на кого мы смотрим, как на иностранцев, еще двадцать лет назад были гражданами СССР, гражданами нашей общей, большой страны, социалистической России. В конце концов деды и отцы нынешних мигрантов вместе с народами нынешней РФ защищали нашу общую Родину от фашизма.

С позицией РФ к своим обязанностям по отношению к народам исторической России все ясно. Она была еще раз подтверждена в заявлении руководства РФ во время августовского конфликта в Южной Осетии. Мы верны своей миссии как гарант безопасности всех народов, связанных с нами одной исторической судьбой.

И здесь возникает вопрос, на который я не нахожу ответа. А ощущает ли руководство нынешних независимых стран, а в прошлом - республик СССР, подобную историческую, моральную ответственность за судьбу, процветание, безопасность РФ как правопреемницы исторической России? Эта проблема особых обязательств по отношению к РФ, на мой взгляд, приобретает особую остроту для тех стран СНГ, значительная часть населения которых сейчас живет и работает в России. Должны ли, к примеру, Армения, Азербайджан, Молдавия, значительная часть населения которых, речь идет о миллионах людей, которые нашли приют в России, считаться в своей внешней политике с интересами России?

На мой взгляд, и Азербайджан, и Армения, и Молдавия, в равной мере это относится и к Таджикистану, и к Узбекистану, и к Киргизии, не просто должны, а обязаны соотносить свою внешнюю политику с интересами страны, где, в силу целого ряда причин, проживает в некоторых случаях почти половина их населения. И надо отдать должное руководству Армении, которое рассматривает нынешнюю Россию как второй дом для своих соотечественников и которое проводит последовательную пророссийскую политику. Что касается нынешнего руководства Азербайджана, то, на мой взгляд, его политика качелей между Вашингтоном и Москвой никак не учитывает то обстоятельство, что второй Азербайджан находится в пределах МКАД. Складывается впечатление, что Турция, которая является второй родиной для абхазов, проявила куда больше самостоятельности по отношению к США во время событий в Южной Осетии, чем Азербайджан.

Нет смысла доказывать, что и антироссийская политика президента Украины Виктора Ющенко никак не соотносится с реальной глубиной гуманитарного и экономического взаимодействия народов наших стран.

И я думаю, что настало время наше сотрудничество со странами СНГ и в первую очередь со странами СНГ, входящими в ГУАМ, приводить в соответствие с реальными результатами миграционных процессов, вызванных распадом СССР. Надо объяснить нашим партнерам, что на сегодняшний день безопасность России - это не только безопасность русских, народов РФ, но теперь и безопасность миллионов армян, азербайджанцев, таджиков, сотен тысяч молдаван. Настало время формат и формы взаимоотношений РФ со странами СНГ привести в соответствие с реалиями распада СССР. Ответственность за процветание и безопасность народов постсоветского пространства должна носить коллективный, взаимный характер.

Александр Ципко окончил философский факультет МГУ, доктор философских наук. Возглавляет Центр политологических программ Международного фонда социально-экономических и политологических исследований - "Фонда Горбачева". А также является главным научным сотрудником Института международных экономических и политических исследований (ИМЭПИ) РАН.

Позиция