Депутаты Госдумы все-таки никак не могут согласиться с тем, что по российским дорогам едут автомобили с правым рулем.
Правда, состояние дорог в родном Отечестве в большинстве своем таково, что лавировать между ямами и ухабами одинаково непросто и машинам с "правильным" рулем. Но народные избранники почему-то считают, что именно автотранспортные средства с отклонениями от отечественных стандартов являются главной причиной ДТП, число которых в 2007 году достигло почти 234 тысяч.
Впрочем, в законопроекте, внесенном в Госдуму "единороссами" Олегом Морозовым и Николаем Гончаром, нет даже упоминания о правом руле. Депутатские поправки в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения", по словам первого вице-спикера нижней палаты Олега Морозова, направлены на то, чтобы "ужесточить контроль за качеством состояния того "бэушного" транспорта, который ввозится в Россию". Пока каждый везет бесконтрольно все что угодно. Законопроект требует, чтобы импортные автомобили с пробегом во всем соответствовали российскому техническому регламенту для транспортных средств - чтобы и кузов, и кабина у них были, как надо, и ремни безопасности, и тормоза, и освещение, и шум, и светотехника безопасности. К тому же ввозимый автомобиль должен подходить нашему климату.
Закона об этом специальном техрегламенте у нас пока нет. Но зато есть Женевское соглашение "О принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний", к которому Россия присоединилась в 1987 году. А европейское транспортное единообразие держится, как известно, на левостороннем движении. "Если мы ввозим немецкий автомобиль десятилетней давности, - пояснил Олег Морозов, - то на него распространяются главным образом ограничения, связанные с тем, что он десятилетний, а не с тем, что его нельзя у нас эксплуатировать, потому что машина произведена в Германии". "А вот правый руль, если он произведен где-нибудь в Таиланде, мы завозить не будем", - заметил Морозов в ответ на вопрос журналистов, содержится ли в законопроекте запрет на ввоз в Россию праворульных машин.
На самом деле прямого запрета на ввоз таких автомобилей в законопроекте действительно нет. Однако везти машину с правым рулем, скажем, не из Таиланда, а даже из Японии станет просто незачем, потому что уже на таможне покупатели импортной "бэушки" должны будут предъявить документы, "удостоверяющие, что ввозимое транспортное средство соответствует установленным в России требованиям безопасности". Без этого не получишь паспорт транспортного средства и не зарегистрируешь машину в ГИБДД. А значит, нельзя на ней будет и ездить.
Законодатели тем не менее хотят успокоить те 93 процента дальневосточников и 71 процент сибиряков, которые уже имеют "японки" с правым рулем. Закон обратной силы иметь не будет. Но вот продать свои праворульные авто нынешние владельцы уже вряд ли смогут. Ведь покупателям, прежде чем отправиться в ГИБДД, придется сначала обратиться в автосервис. Кстати, подобные случаи в законопроекте предусмотрены - "юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, обязаны обеспечить выполнение установленных требований безопасности к техническому состоянию транспортных средств, находящихся в эксплуатации". Законопроект допускает внесение изменений в конструкцию и уже зарегистрированных транспортных средств, "в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ о техническом регулировании с обязательной оценкой соответствия транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями". Председатель Комитета Государственной Думы по транспорту Сергей Шишкарев считает, что инициатива Морозова-Гончара способна повлиять на ситуацию с аварийностью на дорогах России, уменьшить число ДТП и поддержать отечественных производителей. Однако, по мнению Шишкарева, необходимо разработать четкий механизм для того, чтобы автолюбители не испытывали сложностей из-за излишних бюрократических процедур во время получения справки о соответствии автомобиля техническим требованиям по безопасности. "Данная процедура должна быть прозрачна и проста, - заявил Шишкарев, - только при этом условии закон сможет работать эффективно".