06.11.2008 02:43
Общество

Оперировавший Радуева и Басаева хирург возвращает чеченским детям улыбки

Известный пластический хирург помог чеченским детям снова начать улыбаться
Текст:  Мария Мацур (Грозный)
Российская газета - Северный Кавказ: №0 (4786)
Читать на сайте RG.RU

В республике завершился проект "Операция "Улыбка", в рамках которого 28 лучших врачей мира прооперировали 150 детей с челюстно-лицевыми патологиями.

Организатором визита медиков в Чечню стал хирург с мировым именем Хасан Баиев, который хоть и живет за границей, но не забывает о своей малой родине.

Сегодня знаменитый доктор - гость редакции "РГ". Он говорит как на профессиональные темы, так и на самые сокровенные. Ему - слово.

О проекте и детях

Осуществить программу "Операция "Улыбка" в Чечне я задумал около года назад, когда после долгого перерыва приехал в Грозный, чтобы прооперировать ребят с врожденными патологиями. Не решившись сделать это в республике, отвез их в Таганрог, где есть замечательная клиника на берегу моря. Отобрал 20 детей из малообеспеченных семей, которым не под силу оплатить операции. Дорога тогда стала для нас, пожалуй, самым сложным испытанием - автобус с чеченскими номерами постоянно останавливали и обыскивали, даже когда малыши - перебинтованные, нередко с температурой, спали. Тот опыт меня очень огорчил, но многому научил. Во время нынешнего визита я не стал повторять эту ошибку. Его подготовка заняла довольно много времени. Оно ушло на оформление документов, транспортировку необходимого оборудования в республиканскую больницу и так далее. В итоге удалось собрать довольно большую команду профессионалов из нескольких стран, которые взяли отпуска и совершенно бескорыстно приехали в Чечню с единственным желанием - помочь. Мы работали с восьми утра до десяти вечера с небольшими перерывами на обед, стараясь принять как можно больше маленьких пациентов и избавить их от врожденных патологий - так называемых "заячьей губы" и "волчьей пасти", а также от послеожоговых рубцов. В итоге операции были сделаны 150 малышам. Сам я находился в республике около четырех месяцев и смог прооперировать больше 40 детей. Работал и со взрослыми, которым требовалась помощь пластического хирурга после полученных во время военных действий ранений. Вы даже не представляете, сколько таких сегодня в республике! Это тысячи человек, но операцию в состоянии оплатить лишь единицы.

Мы рады, что сегодня все идут на поправку, серьезных осложнений ни у кого не возникло. Я уже получил согласие от медиков приехать с этой миссией в республику и в будущем году.

Вообще по проекту "Операция "Улыбка" я посетил уже много стран. Многие спрашивают: зачем тебе это нужно, ведь ты на этом ничего не зарабатываешь? Отвечаю: я готов делать все хотя бы ради того момента, когда ребенок, осознав изменения, происходящие с ним, начинает улыбаться. Эта улыбка дорогого стоит.

О войне и мире

Когда в республике началась первая контртеррористическая кампания, я жил в Москве, но не смог оставаться безучастным к происходящим событиям. Вернулся, организовал госпиталь, через который прошли тысячи человек - местные жители, русские солдаты, боевики… Я никогда не делил людей на своих и чужих  - оперировал всех, кто ко мне обращался. Раненых привозили из нескольких районов Чечни. Когда госпиталь разбомбили, пришлось принимать людей у себя дома. К тяжелым больным ездил на старенькой "Ниве". Тогда я оставался единственным хирургом в округе, поэтому времени на всех катастрофически не хватало. Всего в ходе первой войны я прооперировал около 4600 человек, но, что обидно, мое имя всегда связывают с главарями боевиков, которым по стечению обстоятельств я оказывал помощь, - Салманом Радуевым и Шамилем Басаевым. Первому сделал семь челюстно-лицевых операций  - после того как разрывная пуля попала ему в глаз, пришлось буквально заново "собрать" ему лицо и восстановить форму носа. Случая подобной сложности в моей практике еще не было. Басаеву ампутировал ногу. Зимой 2000-го его отряд пытался пройти через минное поле. Итог - 300 раненых. За двое суток, не выходя из операционной, я тогда сделал 76 ампутаций. Все под местным наркозом, не имея даже перчаток. От ниток и инструментов появились страшные мозоли, руки сводила судорога… Только когда почувствовал, что отключаюсь, пришлось сделать перерыв.

Сколько людей было прооперировано во время второй кампании, я не считал, но, думаю, что в два раза больше, чем в первую. В то время я увез семью в Ингушетию, а сам остался работать в родном селе Алхан-Кала. Ко мне привозили очень много военных. Российский госпиталь находился в Закан-Юрте, и ночью туда ехать было просто опасно.

Конечно, это не нравилось Арби Бараеву, который тогда пытался контролировать село. Его бойцов тоже транспортировали к нам. Чтобы больница не стала местом склок и провокаций, туда каждый день приходили старейшины, и убеждали обе стороны хотя бы на территории госпиталя сохранять мир. Когда Бараеву удалось захватить Алхан-Калу, он приказал меня расстрелять. Но в тот момент привезли новую партию раненых, и бандитам пришлось повременить с исполнением его распоряжения. А через два дня федеральные войска выбили банду из села. Боевикам стало уже не до меня…

После, уже в США,  я описал все свои переживания в книге "Клятва", которая опубликована на 18 языках. В американских университетах ее используют как учебное пособие по экстремальной медицине, а в театре одного из штатов на ее основе написали сценарий и даже поставили спектакль.

О спорте и будущем

Весной 2000-го я принял решение уехать из страны. Причиной послужило мое критическое психологическое и физическое состояние. Я уже не мог видеть кровь и слышать стоны раненых людей, обострились все хронические заболевания. Американские коллеги устроили меня в реабилитационный центр для ветеранов войны во Вьетнаме. Приходил в себя около полугода. А вернуться в нормальное состояние помог спорт. Во время учебы в Красноярском мединституте я был членом сборной СССР по дзюдо, потом забросил занятия и полностью посвятил себя медицине. Возвращение на ковер произошло при содействии моего большого друга, спортсмена и актера Олега Тактарова. В итоге я выиграл сразу несколько соревнований: пять чемпионатов Америки по самбо, 12 кубков в международных турнирах по дзюдо, дважды удавалось завоевать кубок мира во Франции. В последний раз выступал в 2007-м. Тогда удалось взять первое место на чемпионате Америки по боям без правил. Сегодня я завязал со спортом. Просто физически не хватает времени - график работы расписан на несколько месяцев вперед и, естественно, возможности соблюдать спортивный режим уже нет. 

В ближайших планах - проведение лекций и семинаров в нескольких американских и европейских университетах, поездки по проекту "Операция "Улыбка" и так далее.
Хотел бы я вернуться сегодня в республику? Думаю, что да. У меня четверо детей, младшая дочь родилась уже за границей, но все они в совершенстве знают чеченский язык и любят национальную кухню. Наверное, я всегда подсознательно готовил их к тому, что мы обязательно вернемся сюда. В республике живут моя мама и сестры. Но пока, к удивлению многих, ни одного предложения по работе мне не поступало. Хотя если даже их и не последует, я не буду завершать свою миссию. Потому что знаю - сегодня я нужен республике, в первую очередь, детям. И пока они будут во мне нуждаться, буду делать все, что в моих силах.

Прямая речь

Абдула Алимхаджиев,  замминистра здравоохранения ЧР по проблемам материнства и детства:

- Визит пластических хирургов в рамках проекта "Операция "Улыбка" стал для республики очень долгожданным. Когда мы объявили о том, что в Чечню приедут лучшие специалисты в области челюстно-лицевой пластики, в больницу обратились больше 300 родителей, детям которых необходима помощь. В итоге все получили консультации, а для операций были отобраны 150 малышей. Каждого из ребят осмотрел и наш знаменитый земляк, доктор Хасан Баиев. Его помощь нам вообще трудно переоценить: он не только оперировал и консультировал, но и наблюдал всех маленьких пациентов, чтобы у них не возникло никаких осложнений.

Стоит еще сказать, что приезжавшие к нам медики не только обладают высочайшей квалификацией, но и располагают новейшей материальной базой и расходными материалами, например, хирургическими нитями последнего поколения. А это напрямую сказывается на результате операций.

Образ жизни Чеченская Республика Кубань. Северный Кавказ