07.11.2008 02:00
Авто

Крупнейшие мировые производители автомашин не отказываются от своих планов в России

Крупнейшие мировые производители автомашин не отказываются от своих планов в России
Текст:  Юрий Юрьев (Санкт-Петербург)
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4788)
Читать на сайте RG.RU

Сегодня в Петербурге будет торжественно открыт сборочный завод компании "Дженерал моторс". Он станет вторым крупным автомобильным производством в Санкт-Петербурге, претендующим на то, чтобы стать "Российским Детройтом". На открытие ожидают высоких гостей из Москвы.

Надо отметить, что новый завод запускает конвейер на фоне мощного спада продаж американских машин на мировых рынках. По данным аналитиков, в результате финансового кризиса объем продаж GM в третьем квартале этого года снизился на 11 процентов, а в самих США - чуть ли не в половину! Причем проблемы компания испытывает уже второй год. За это время ей пришлось расстаться почти с половиной работников.

Но как раз на российском рынке эти проблемы отзываются, как показывает опыт, меньше всего. В то время как во всем мире объемы приобретения машин уже падали, в России они еще в сентябре продолжали расти. В том числе некоторые марки автомобилей американского концерна демонстрировали неплохую динамику. К тому же, сейчас правительство России рассматривает предложение по увеличению с 25 до 35 процентов ввозных пошлин на новые автомашины и введению запретительных пошлин на автомобили старше пяти лет. Все это только повышает интерес иностранных компаний к развитию производства внутри страны. Так что американцы не собираются сворачивать свои российские проекты. Просто они начали переориентироваться на более дешевые марки своих машин.

Напомним, что крупнейшей американской автомобилестроительной корпорации к работе в России не привыкать. Еще в 2002 году GM вместе с АвтоВАЗом, при поддержке Европейского банка реконструкции и развития создал совместное предприятие по выпуску внедорожника. И дальше пошло: каждые два года компания начинала новый проект. В 2004-м в Калининграде сборка машин нескольких американских моделей началась в Калининграде. А в 2006-м в рамках Петербургского экономического форума был заложен завод в Шушарах, самый крупный из российских проектов концерна. Первоначально планировалось, что на нем будут выпускаться 25 тысяч машин в год с постепенным наращиванием мощности до 75 тысяч. Но потом руководство компании, опираясь на статистику продаж машин "Дженерал моторс" в России, начало наращивать свои производственные планы. Последние цифры выглядели так: 75 тысяч на первом этапе и свыше 200 тысяч при выходе на полную мощность! Соответственно, и начальные инвестиции увеличились со 115 до 300 миллионов долларов.

И цифры эти не выглядели фантастикой. Ведь в минувшем году объем продаж автомобилей американского концерна на российском рынке составил более 260 тысяч машин. При этом он рос очень быстро. Так, по сравнению с 2006 годом было продано на 80 процентов больше. Понятно, что при таких темпах можно было ожидать в скором времени нехватки машин на рынке. И так некоторые дилеры заговорили о слишком длительном (до двух месяцев) ожидании заказанных клиентами машин.

К тому же именно 200 тысяч машин в год - те масштабы производства, при которых, по оценкам специалистов, имеет смысл создавать производства для обеспечения завода комплектующими. А ведь иностранные компании собирают в России свои машины при вполне определенных условиях. Государство предоставляет им льготные таможенные пошлины на ввоз узлов и систем, а они обязуются за три-пять лет до половины комплектующих начать производить в нашей стране. Но, как уже выяснилось, в России фирм, способных удовлетворить требованиям иностранцев по качеству и срокам поставок, очень мало. Чтобы выполнить обещание, нужно создавать новые заводы автокомплектующих. Однако эти производства, традиционно очень высокопроизводительные, и строить их есть смысл лишь тогда, когда гарантированы крупные заказы.

Завод GM в Шушарах станет вторым крупным предприятием по производству иностранных легковых автомобилей в городе на Неве. Первыми были традиционные конкуренты американцев на авторынке мира последних лет - "Тойота". Следующим станет "Ниссан". На очереди "Сузуки" и "Хендай".

Комментарии

Михаил Осеевский, вице-губернатор Санкт-Петербурга:

- Происходящее сегодня в Шушарах говорит о том, что в Санкт-Петербурге благоприятный инвестиционный климат. В других местах инвесторы сворачивают свои программы, а к нам они продолжают приходить. Значит, уверены: в городе на Неве можно нормально работать даже во время мирового экономического кризиса.

Сергей Бодрунов, президент Санкт-Петербургской ассоциации производителей автокомплектующих:

- Открытие завода "Дженерал моторс" - событие знаковое. Ведь оно показывает, что крупнейшие мировые концерны по производству автомобилей верят в российский рынок, даже несмотря на собственные проблемы. А мы в настоящее время решаем вопрос: нужно ли нам строить заводы по производству автокомплектующих? Первый из них как раз на днях открылся в Луге. Но если число заказов на комплектующие будет ниже 100-250 тысяч в год, вложение денег в наше производство станет бессмысленным. Так что запуск предприятия в Шушарах для нас сигнал: "Строить можно!"

Легковые авто