Федеральная антимонопольная служба зафиксировала снижение цен на бензин. Однако, по данным ведомства, топливо дешевеет по стране неравномерно. Более того, оптовая стоимость уменьшается в большинстве регионов более стремительно, нежели розничная.
Так, по данным на 1 ноября, бензин всех марок и дизельное топливо подешевели на оптовых рынках Ленинградской, Омской, Рязанской, Ульяновской и многих других областей на 15-29 процентов. Но вот частным автомобилистам не посчастливилось почувствовать на своем кошельке столь существенную разницу - розничная цена на горючее снизилась в среднем на 5-10 процентов.
Почему так происходит и стоит ли автомобилистам надеяться на более динамичное удешевление топлива в ближайшее время, ведь мировые цены на нефть рухнули вдвое? Вспомним, что именно дороговизной нефтепродуктов на мировом рынке прежде объяснялся рост внутренних цен на топливо. К сожалению, эксперты полагают, что бензин вряд ли существенно упадет в цене.
Как пояснила генеральный директор компании "ИнфоТЭК" Наталья Шуляр, литр "розничного" бензина, скажем Аи-95, стоит в среднем 25 рублей. Из них 10 рублей - это все издержки с момента добычи нефти до продажи уже в виде бензина конкретному потребителю, то есть переработка, транспортировка и так далее. В том числе и прибыль компаний, "прикасающихся" к процессу. А вот оставшиеся 15 рублей в литре топлива приходятся на налоги.
"Вот и получается: как бы ни "ужимались" нефтяники, ни снижали оптовые цены и издержки производства, удешевление будет происходить только в рамках тех 10 рублей - по сути, на копейки. И резерв снижения уже практически исчерпан", - считает Наталья Шуляр. И добавляет: по-хорошему, чтобы добиться реального "ценопада", нужно пересмотреть налоговую политику. В частности, по мнению эксперта, нуждается в корректировке налог на добычу полезных ископаемых.
Разделяет эту точку зрения и исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. "Говорить о снижении розничной стоимости топлива на внутреннем рынке, когда падают мировые цены на нефть и ее экспорт становится по сути убыточным, а налоговая политика государства при этом не меняется, по меньшей мере некорректно", - считает он. При анализе ситуации ФАС учитывает все эти особенности в ценообразовании, пояснили в пресс-службе ведомства. Но при этом нефтяные компании зачастую только прикидываются овечками. Только за последние несколько дней региональные представительства ФАС в Белгороде и Калининграде возбудили дела против нефтяных компаний по признакам нарушений Закона "О защите конкуренции" в части установления и поддержания монопольно высоких цен на автомобильный бензин и дизельное топливо. В Кемеровской области в эти же дни служба наложила штраф в 158 миллионов рублей на "Газпромнефть-Кузбасс" за злоупотребление доминирующим положением.
Всего с начала года ФАС России возбудила более 100 дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства на рынках авиакеросина, бензина и дизельного топлива. Около половины из них - по фактам картельных сговоров и согласованных действий продавцов горючего. Другая половина - это злоупотребления доминирующим положением на рынке. Штрафов "королям бензоколонок" выписали за этот период более чем на 800 миллионов рублей.
Как будет дальше развиваться ситуация на топливном рынке и какие действия предпримет служба, чтобы снижение цен продолжилось, в ФАС комментировать пока отказались, сославшись на то, что сейчас идет комплексный анализ ситуации и окончательные решения будут приняты в зависимости от его результатов.
Справка "РГ"
В 2008 году в целом по стране возбуждено 47 антимонопольных дел за согласованные действия хозяйствующих субъектов, 54 дела - за злоупотребление доминирующим положением. Из них на рынках автомобильного бензина возбуждено 60 дел, на рынках авиационных ГСМ - 41.