Территорию почившего в бозе автогиганта правительство Москвы приобрело в собственность еще несколько лет тому назад. Легче всего было начать использовать ее по знакомому профилю.
Для этого достаточно было пригласить французского партнера АЗЛК, поставлявшего ему двигатели, и общими усилиями наладить выпуск автомобиля "Рено Логан". А вот что делать дальше? Шутка ли, освоить расположенные на 50 гектарах земли 340 тысяч квадратных метров производственных площадей! Тем более что за годы простоя цеха превратились почти в труху.
- Перед нами поставили задачу создать инновационный опытно-промышленный комплекс, включающий в себя научно-прикладную часть, экспериментальные и производственные площадки, машиностроение, - рассказал корреспонденту "РГ" генеральный директор ГУП "Стройэкспром" Александр Юзвик.
Поэтому было решено привести здания в порядок и создать крупный технопарк, на площадях которого могут разместиться самые современные компании. Как убедился корреспондент "РГ", побывав в бывшем царстве "Москвича", у главного корпуса сейчас уже вполне обжитой вид: стены утеплены, окна застеклены. На фоне других зданий, которые выглядят пока как после бомбежки, это особенно заметно. Но и в главном корпусе работать будет можно лишь с осени 2009 года. В ближайших планах "Стройэкспрома" - обследование и приведение в порядок прессового корпуса, стройконструкций, энергоблока, наружной системы инженерных коммуникаций. На эти работы правительство Москвы выделило в этом году 1 миллиард 680 миллионов рублей.
В дальнейшем необходимые средства планируется привлекать со стороны. Для этого сейчас ведутся переговоры с 20 отечественными фирмами, занимающимися разработкой инновационных технологий. Еще 15 зарубежным компаниям направлены приглашения к сотрудничеству.
- Желающие разместиться здесь есть, - пояснил Юзвик. - Среди них - десять крупнейших вузов страны. В частности, НПО "Унихимтек", созданное на базе химического факультета МГУ им. Ломоносова для производства уплотнительных материалов. Это предприятие предлагает вложить 2 миллиарда рублей в создание мощностей для выпуска еще 100 тысяч тонн материалов в год. Кроме того, будут представлены компании, производящие наноматериалы на основе карбона, препрегов. В общем, на территории "Москвича" будет производиться все то, без чего не могут обойтись современная авиация, космические разработки и машиностроение. Надеемся, что уже к концу 2009 года первый корпус больше чем наполовину будет занят. Ведь у нас очень удобная территория - электричества, воды, тепла сколько хочешь, никаких ограничений. Причем уже на этапе реконструкции мы можем учесть пожелания будущих арендаторов. Это дешевле, чем переделывать помещение, что в эпоху кризиса немаловажно.
СП по производству автомобилей тоже не собирается останавливаться на достигнутом. Это предприятие сейчас занимает 80 тысяч квадратных метров производственных площадей, а к следующему году планирует освоить еще 70 тысяч "квадратов". Это ему нужно для того, чтобы выпускать вдвое больше автомобилей - 30 в час вместо нынешних 15. Причем в дополнение к "Седану" с 2010 года решено выпускать хетчбэк - Sandero. Руководитель проекта Патрисио Нефа рассказал "РГ": "Расширение площадей позволит выпускать не только новые модели, но и создаст дополнительно 1200 новых рабочих мест. И это при том, что уже сейчас здесь заняты автопроизводством 1800 человек. Нам будут очень нужны маляры, сварщики, слесари... До 2010 года инвестиции в развитие завода с французской стороны составят 150 миллионов долларов. На вопрос корреспондента "РГ", не боятся ли французы вкладывать средства на московской земле, иностранцы в голос ответили: "Не боимся. За годы совместной работы мы убедились, что Москва - это почти синоним стабильности".