Намечается обязать всех автовладельцев избавляться от старых автомобилей, сдавая их на утилизацию. Авторы идеи не исключают даже жестких мер: они намерены включать в кандидаты на утиль в том числе машины, не предъявленные на техосмотр более двух раз подряд.
Металлолом на колесах
Только за прошлый год в стране на учете в ГИБДД числилось около 35,5 миллиона автомобилей. Сколько из них ездит по дорогам, а сколько годами ржавеет у обочины или под окнами - подсчитать сложно. Около половины из них - старше 10 лет. За один год количество машин на наших дорогах пополняется миллионами. Причем если в прошлом году парк увеличился на 2,5 миллиона автомобилей, то в этом году он вырастет еще на 4 миллиона.
А вот официально выбывает из эксплуатации не слишком много. Всего по России так называемых "выбракованных" машин 1 миллион 300 тысяч. Но сколько из них отправилось на переработку - никому не известно. Большинство осело во дворах, окрестных лесах, потонуло в местных речках. Некоторые, правда, отправились на разборку, но таких тоже единицы.
В начале 90-х в нашу страну хлынул поток старых иномарок. Можно сколь угодно долго говорить о том, что качество их сборки на много порядков лучше, чем отечественных автомобилей, и что прослужат они многие годы, но срок их эксплуатации тоже не вечен. И как раз сейчас их век вышел. Теперь эти старые машины превратились в хлам. Их невыгодно реставрировать. Они не годятся ни на разборку, ни на перепродажу.
Рухлядь на колесах пока только начинает захламлять дороги и лесопарки. Скоро тот старый бум многомиллионного притока подержанных машин аукнется проблемой, к который мы совсем не готовы. В отличие от Америки или Европы, где их утилизация поставлена на поток, у нас нет индустрии переработки автомобилей. У владельца умирающего автомобиля нет даже смутного представления о том, как от него избавиться.
Для старья закон
не писан
В прошлом году в столице на переработку попало около 10 тысяч старых автомобилей. Это при том, что в утиль списано 130 тысяч. Причем в большинстве случаев это те машины, которые были собраны по дворам и свалкам муниципальными службами. Самостоятельно автовладельцы не спешат избавляться от старых железных коней. И тому есть множество причин. Во-первых, это требует времени. Сначала надо поехать снять машину с учета. Потом найти место, куда ее сдать. Потом получить документы о том, что она переработана, чтобы потом никто не смог предъявить претензий, что она еще где-то ездит без вашего участия. Во-вторых, это стоит денег. Если машина не на ходу, придется заплатить за эвакуатор, чтобы отправить автомобиль к переработчику. В общем, овчинка выделки не стоит.
А так стоит она, пылится и кушать не просит. Увезут муниципальные службы - их проблемы. Не увезут - и ладно. Ответственности практически никакой, и голова не болит.
Все это потому, что в России нет соответствующих законов. В Совете Федерации обозначили три стороны проблемы: у автовладельцев нет экономической заинтересованности в утилизации, у предприятий нет промышленных стимулов в сборе и переработке этого металлолома, а у региональных властей нет нормативно-правовой базы, чтобы организовать эту работу.
Сегодня в некоторых регионах иногда проводят массовые акции по уборке старых машин. Но, как правило, сталкиваются с тем, что автовладельцы грудью встают на защиту собственности. Да и в результате этих акций до утилизации доходят единицы машин. Ведь процедура там тоже не из простых. Сначала выявляется автомобиль, который давно и прочно стоит на улице, никуда не ездит и, судя по вросшим в землю колесам, вряд ли куда-то сдвинется. Представители муниципальных служб вместе с представителями милиции описывают этот раритет и отыскивают на нем признаки, по которым можно установить владельца. Если нет государственного номера, то смотрят номера двигателя, кузова, шасси... в общем, всего, чего можно найти. После этого при помощи ГИБДД отыскивается адрес владельца, которому направляется письмо с просьбой что-нибудь сделать с этой машиной. Если владелец не ответил в течение трех месяцев, то машину эвакуируют на охраняемую автостоянку. О чем хозяин опять-таки предупреждается. Если по истечении полугода собственник так и не объявился - машина отправляется на переработку.
При этом автовладельцу выставляется счет за эвакуацию, хранение и собственно переработку. Понятно, что тот не хочет оплачивать эту услугу. И поэтому предъявляет претензии, что он не просил перерабатывать его машину. Она ему по-прежнему нужна и дорога, а потому пусть муниципалитет компенсирует потерю любимого железного коня. В таких спорах, дошедших до суда, все шансы на выигрыш - у хозяина старой машины.
Автопохороны
по полису
В России уже предпринимались попытки разработать соответствующий нормативный акт. В 2003 году представители АвтоВАЗа выступили с предложением разработать такой закон. По традиции наш автопроизводитель захотел решить проблему за счет кошелька автовладельцев. Он предложил правительству установить ежегодный целевой налог. Полученные деньги должны были идти на оплату услуг по утилизации. В правительстве тогда эту идею восприняли в штыки.
В 2005 году Мосгордума рассматривала проект закона, предложенный страховщиками. Суть его сводилась к тому, что с 2010 года на каждый автомобиль - и тот, который выпущен, и тот, который привезли из-за границы, - будет выдаваться страховой полис на утилизацию. При смене собственника полис передается новому владельцу вместе со всеми документами. Последний хозяин, решивший избавиться от машины, просто набирает номер телефона пункта приемки и называет номер полиса. К нему должны приехать в течение 5 дней, забрать машину, снять ее с учета и направить уведомление в налоговые органы об утилизации.
Всем хорош проект, он даже учитывает тот вариант, что автовладелец бросит ненужную машину на улице. Страховая компания сама сдаст машину в утиль. Но и этот способ - решение проблемы за счет кошелька автовладельца. К тому же он оставляет без внимания судьбу миллионов старых машин, которые давным-давно колесят по российским дорогам. Мосгордума законопроект не одобрила. Но вполне возможно, к нему еще вернутся.
Под пресс - по статье
Сейчас в Совете Федерации создается специальный комитет, который должен разработать масштабную концепцию по утилизации автомобилей. В ней намечено прописать все: от того, кто, как и на какой основе может заниматься переработкой, до того, как добиться от автовладельца личного желания сдать машину под пресс.
В рамках этой концепции должен быть разработан и технический регламент в отношении производств, которые будут заниматься сбором и хранением автомобилей, перерабатывать кузова, двигатели, а также масла и прочие технические жидкости. Также планируется подготовить документ, в котором будет регламентирована процедура снятия с учета таких автомобилей в ГИБДД и налоговых органах.
Члены комитета ссылаются на иностранный опыт и утверждают, что при разработке нашего законодательства в этой сфере будут его активно использовать.
Надо сказать, что во всем мире утилизация, или, как это называется по-зарубежному, рециклинг автомобилей, закладывается в стоимость самой машины. Поэтому автовладелец, решивший избавиться от машины, не несет никаких дополнительных расходов. В Германии в законе "О рециклинге" аж на 500 страницах прописаны все тонкости взаимоотношений между государством, бизнесом и автовладельцами. Там учтены буквально все возможные случаи. Нашим же законодателям только предстоит с полного нуля начать подготовку подобного документа. Пока наиболее четко сформулированные предложения - это создать систему учета вышедших из эксплуатации автомобилей, в том числе не предъявленных на техосмотр более двух раз подряд, а также брошенных, аварийных и списанных машин.