В декабре на суд городской общественности будет представлен проект муниципальной целевой программы "Развитие пассажирского транспорта на 2009-2013 годы".
Гонки по маршруту
Такое решение приняли депутаты на последнем заседании городской Думы. Значение предлагаемого для публичных слушаний документа трудно переоценить - это первая программа развития пассажирского транспорта за последние лет 15.
Все это время рынок пассажирских перевозок развивался стихийно - в отсутствие какой бы то ни было концепции. Муниципальный транспорт постепенно уступил свои позиции частному. А частники в свою очередь лоббировали "выгодные" для них маршруты, отказываясь работать на "нерентабельных". В результате транспортная схема получилась весьма запутанная - большинство маршрутов дублируют друг друга. Страшно наблюдать, как огромные автобусы (причем междугородного типа) устраивают, по меткому замечанию мэра Сергея Колиуха, скоростные ралли на городских магистралях: "Соревнуются, кто быстрее подъедет к остановке, выгрузит и загрузит пассажиров. Зато в праздничные дни из некоторых микрорайонов невозможно уехать, потому что частники захотят - выходят на линию, а захотят - устраивают себе выходной...". Нередки случаи, когда водители высаживают пассажиров на полдороге: мол, позднее время уже - дальше автобус не идет.
Получилось так, что на некоторых городских окраинах общественный транспорт ходит крайне редко или не появляется вообще. А, к примеру, через проспект Революции, по данным ГИБДД, пролегает целых 58 маршрутов. Во многом благодаря такой загруженности на главном проспекте и других крупных магистралях города каждый день возникают заторы.
Воронеж, по выражению чиновников, "обеспечен подвижным составом на 48 процентов", то есть, чтобы организовать качественное обслуживание пассажиров, количество автобусов необходимо удвоить - при этом качество должно стать принципиально иным. Дело в том, что сегодня большую часть пассажирского автопарка составляют маршрутки средней и малой вместимости, умножающие число аварий и пробок, в то время как их "производительность" оставляет желать большего. В программе делается акцент на закупку крупногабаритного транспорта.
Возрастной ценз
Как констатировал руководитель городского управления организации пассажирских перевозок Дмитрий Крутских, "монопольное положение частников (числом 37 - Прим. "РГ") на рынке пассажирских перевозок приводит к отсутствию стабильности в транспортном обслуживании населения".
Исправить эту ситуацию власти намерены в том числе за счет развития муниципальных перевозок. Для чего планируется в течение ближайших пяти лет приобрести в лизинг (на бюджетные и внебюджетные средства) 500 автобусов и 200 троллейбусов. Кстати, сейчас по Воронежу курсируют два "экспериментальных" - от разных производителей - троллейбуса. Предполагается, что после изучения их производственных и эксплуатационных характеристик будет выбран оптимальный вариант. Чтобы стимулировать частников на покупку новых автобусов, власти намерены ввести своего рода "возрастной ценз" для пассажирского транспорта: для большегрузных автобусов - не более 15 лет, для ПАЗов - не более семи, для "газелей" - пять.
Вынесут на суд
Общий бюджет программы - более четырех миллиардов рублей. Среди ее мероприятий также - восстановление производственной базы: в частности, двух троллейбусных депо, которые в результате процедуры банкротства были распроданы по частям. Оптимизация маршрутной сети и "ссылка" малогабаритных автобусов на "малонаселенные" маршруты. Организация диспетчерской службы, оснащенной автоматизированной навигационной системой контроля и управления пассажирским транспортом.
Дата публичных слушаний по транспортной программе назначена на 23 декабря. Уже сейчас можно сказать, что обсуждение будет жарким. Во-первых, потому что к нынешней системе транспортного обслуживания накопилось слишком много претензий, и горожане не преминут воспользоваться случаем и озвучить их непосредственно руководству Воронежа. Во-вторых, ровно в то время, когда разрабатывалась программа, в городе происходил демонтаж трамвайных рельсов. Как объясняют власти, возрождение трамвая - дело весьма затратное, а возможности муниципальной казны весьма ограничены. Однако далеко не все горожане готовы смириться с ликвидацией самого вместительного и экологически чистого пассажирского транспорта.
Справка "РГ"
На воронежском рынке пассажирских перевозок удельный вес муниципального транспорта составляет 7,6 процента. Тогда как, к примеру, в Ярославле - 44 процента, а в соседнем Липецке - 56 процентов. Ежегодно на покрытие убытков пассажирского транспорта из городских бюджетов направляется соответственно 350 и 400 миллионов рублей. Автобусы приобретают также за счет муниципальной и региональной казны.