По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕБ), за 10 месяцев 2008 года россияне приобрели 1,78 миллиона автомобилей иностранных марок. Стоит отметить, что эта цифра на 36 процентов больше, чем за тот же период прошлого года, однако налицо две серьезные негативные тенденции. Во-первых, еще месяц назад рост был зафиксирован на отметке 40 процентов. Во-вторых, в октябре впервые с начала 2008 года продажи иностранных автомобилей снизились - автомобилей продано на 5,7 процента меньше, чем в сентябре. И это несмотря на то что обычно как раз с осени начинается их рост.
Однако в целом рост по сравнению с октябрем прошлого года составил 9 процентов. Лучше всего по количеству проданных машин ситуация продолжает оставаться у Chevrolet. За 10 месяцев продано 199 288 автомобилей этой марки (рост на 32 процента). На втором месте - корейская Hyundai с 171 тысячей 497 проданными автомобилями (рост на 53 процента по сравнению с прошлым годом), а тройку призеров замыкает японская Toyota, которая реализовала за январь-октябрь 162 961 машину, продемонстрировав рост на 34 процента.
Интересно, что по объемам продаж в октябре лидеры одновременно находятся и среди аутсайдеров. Так, продажи Hyndai упали на 27 процентов - до 12 105 автомобилей, а Ford в списке, составленном на основе данных по продажам за 10 месяцев, находящийся на 4-м месте, снизил продажи на 18 процентов.
В целом же по автомобильному рынку ситуация такова. Аналитическое агентство "АВТОСТАТ" обнародовало данные, согласно которым в октябре 2008 года на авторынке России было продано 232 тысячи новых легковых автомобилей. Эта цифра на 1 процент меньше, чем в октябре 2007 года. Несмотря на это, положительная динамика пока налицо: по оценкам аналитиков агентства, за 10 месяцев текущего года в России было продано 2,38 миллиона новых легковых автомобилей, что на 23 процента больше аналогичного показателя прошлого года.
Причина снижения темпов продаж довольно проста. На фоне серьезных проблем с ликвидностью банки сейчас ужесточают требования по автомобильным кредитам. А так как эксперты признают, что практически половина машин сегодня приобретается с помощью займа средств у кредитных организаций, объемы продаж падают. Хотя вполне возможно, что серьезного снижения не будет - ведь автомобиль весь срок выплат по кредиту находится в залоге у банка и является вполне ликвидным имуществом, которое может быть продано в случае проблем у заемщика.
Тем не менее вполне возможно, что падение продаж продолжится и в ближайшие месяцы, несмотря на то что многие дилеры уже, например, в качестве превентивной меры снизили цены на ряд самых популярных моделей иностранных брендов.
Так, например, в связи с полномасштабным началом выпуска в России Toyota Camry ее стоимость подешевела на величину около 10 процентов, и теперь в автосалонах официальных дилеров марки этот автомобиль бизнес-класса можно приобрести от 790 тысяч рублей. На 10-15 процентов были снижены цены на популярные модели Mitsubishi, а основной дистрибутор Citroen в России объявил о снижении цен на весь модельный ряд с 20 октября до 31 декабря. Снижение цен от рекомендованных составит от 20 тысяч до 150 тысяч рублей, или 5-15 процентов в зависимости от модели.
Что же ждет отечественный авторынок по итогам 2008 года? Аналитики агентства "АВТОСТАТ" считают, что за уходящий год будет реализовано 2,85 миллиона автомобилей. Эта цифра на 18 процентов больше, чем за прошлый год. При этом доля иностранных автомобилей вырастет до 75 процентов, а емкость авторынка в денежном выражении составит около 70 миллиардов долларов. Однако уже в следующем году, как реакция на обострение ситуации в экономике страны, агентство "АВТОСТАТ" не исключает падения продаж на 10-15 процентов.
Стоит отметить, что масштабность проблем со сбытом разными аналитиками оценивается по-разному. Так, по сводной информации ИА "Финмаркет", ранний прогноз комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России предусматривал рост продаж в 2008 году до более чем 3 миллионов автомобилей, в PricewaterhouseCoopers называли цифру в 3,6-3,8 миллиона проданных машин, в Объединении автопроизводителей России оценивали уровень годовых продаж в 3,3 миллиона машин. Кто был более близок к истине - покажет время.