Госдума приняла законопроект, отменяющий повторное взимание НДС при продаже организациями подержанных машин. Если законопроект будет принят, перепродавцы будут уплачивать НДС только с разницы между продажной и покупной стоимостью автомобиля. Сейчас налоговая база по НДС определяется как стоимость этих автомобилей, рассчитанная исходя из их рыночных цен без НДС. Так что в первую очередь это нововведение выгодно автодилерам, говорят эксперты.
Снижение налоговой нагрузки сделает более привлекательным использование схемы трейд-ин (приобретение старого автомобиля в счет нового), которая имеет широкое распространение за рубежом и до сих пор не развита в России, считают разработчики закона. Конечно, развитие этой схемы затронет и конечных потребителей - граждан. Ведь намного удобнее приехать в автосалон на старом автомобиле, а уехать на новом, доплатив определенную сумму денег, чем сначала искать покупателя и продавать свой старый автомобиль, а затем ехать в автосалон за новым.
"Поправка направлена на поддержку сегмента продаж по схеме трейд-ин. Из-за особенностей налогообложения сейчас прямой выкуп автомобиля с целью его перепродажи невыгоден автодилерам. В результате они или вынуждены отказываться от этого бизнеса, или использовать неудобные и даже сомнительные схемы: договоры комиссии, выкуп автомобилей на аффилированных физических лиц, работа с так называемым черным налом. От существующей ситуации не выигрывают ни государство, ни потребители, ни перепродавцы. Новый закон упростит жизнь всем", - говорит партнер компании "Налоговая помощь" Сергей Шаповалов.
Ко второму чтению законопроект был доработан, и ряд недостатков депутаты устранили. Так, теперь исключение двойного налогообложения НДС касается не только автомобилей, бывших в употреблении не менее трех лет, а всех старых авто. Это логично: на самом деле НДС с их стоимости уже уплачен в бюджет при первичной продаже, а в последующем НДС должен начисляться только на сумму торговой наценки, что соответствует экономической сущности этого налога и принципу справедливости налогообложения, говорят эксперты.
Одновременно депутаты уточнили, что новый порядок будет распространен на реализацию автомобилей, приобретенных у физлиц исключительно для перепродажи. На деле это означает, что организация, купившая автомобиль как основное средство, допустим, таксопарк, под освобождение не попадает. На этом настояло правительство, поскольку изначально законопроект был направлен на поддержку дилеров.
Маловероятно, что с принятием закона подержанные авто подешевеют, говорит Анастасия Павлова, консультант "BKR-Интерком-Аудит". Налоговая нагрузка всегда перекладывалась и будет перекладываться на потребителя. Когда вы приходите в автосалон и покупаете автомобиль, условно говоря, за 100 рублей, вам абсолютно все равно, сколько из этих 100 рублей составляет НДС. Поэтому, по мнению экспертов, автодилеры заинтересованы в сохранении цен на том же уровне, а нововведение только позволит увеличить их доходность, как за счет увеличения торговой наценки, так и за счет увеличения объема продаж.
С ней согласен гендиректор "ФинЭкспертиза" Агван Микаелян: "Новый закон дает определенные преференции тем, кто будет заниматься продвижением машин. Такое косвенное стимулирование спроса будет через налоги. Это хорошая новость для рынка в сегодняшних условиях. И для потребителей, и для дилеров". Почему эту льготу не распространяют на организации, купившие автомобиль в качестве основного средства труда, например, таксопарки? "Это - попытка избирательно кому-то помочь. Поддержать адресно те компании, по которым ударил кризис. Идея такая: основные проблемы у производителя. Потребитель может переждать год-два. Поездит на старом автомобиле. Значит, спроса на новые не будет. Это попытка таким вот образом стимулировать потребление. С таксопарками дело иное. Во-первых, они спрос не создают, поскольку длительно пользуются машинами. Во-вторых, этот очень узкий сегмент услуг, он серьезных проблем пока не испытывает, да и не будет испытывать", - считает эксперт.