Все меры, которые принимает сегодня власть, чтобы сгладить последствия мирового кризиса, имеют вполне конкретную цель - дать экономике импульс к дальнейшему развитию. И это накладывает на бизнес определенную ответственность, особенно предложения премьер-министра, озвученные им на съезде "Единой России". Тем более что поправки в Налоговый кодекс в оперативном порядке уже внесены и начали действовать.
Но и для власти задача осложняется. Ей придется выполнять достаточно много данных обещаний, которые, с одной стороны, потребуют дополнительных расходов, а с другой - сократят доходы в бюджет. Можно ли безболезненно совместить столь разнонаправленные действия в бюджетной политике? И главное, как это сделать? На мой взгляд, от решения этой задачи во многом будет зависеть наше благополучие в ближайшие три года. Как известно, на этой неделе минфин и минэкономразвития должны завершить работу над новым прогнозом социально-экономического развития страны на трехлетку. А потом начнется доработка уже принятого бюджета.
Речь идет о серьезных прямых денежных вливаниях в оборонно-промышленный комплекс, в строительство, сельское хозяйство, машиностроение, ТЭК.
Одновременно с 1 января начнут действовать достаточно масштабные меры по снижению налогообложения. Это и сокращение со следующего года ставки налога на прибыль с 24 до 20 процентов, а с этого - возможность платить налог с фактической прибыли. Кроме того, будет увеличена амортизационная премия с 10 до 30 процентов. Снижается ставка налога на добычу полезных ископаемых, вводятся налоговые каникулы для освоения новых месторождений. А для малого бизнеса установлена дифференцированная ставка, применяемая при упрощенной системе налогообложения. В некоторых случаях это позволит снизить ее на 10 процентов. Сейчас трудно подсчитать, во что это обойдется региональным, муниципальным и федеральному бюджетам. Премьер-министр назвал сумму "выпадающих доходов" федерального бюджета только по налогу на прибыль - 400 миллиардов рублей. Думаю, минфин в ближайшее время подсчитает и остальное.
Но и 400 миллиардов - довольно большие деньги. Тем более что объективно доходы нашего бюджета уже начали сжиматься, и это продолжится в 2009 году. На то есть две причины. Первая - резкое снижение цен на нефть. Видимо, 50 долларов за баррель - та реальность, с которой мы будем жить довольно долго. Вторая причина - общее сокращение темпов роста производства и, соответственно, уменьшение поступлений по многим налогам. И кстати говоря, вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин уже сказал, что в следующем году наш бюджет, возможно, в первый раз за много лет будет сведен с дефицитом примерно в 1 процент ВВП. В этом, впрочем, страшного ничего нет. Но у нас наложились две тенденции - снижение налогообложения и сокращение фискальных поступлений в бюджет из-за развивающегося мирового кризиса, который из финансового уже трансформировался в экономический. Сможет ли бюджетная система в таких условиях сохранить и даже увеличить социальные расходы?
В очередной раз прозвучало обещание, что пенсии будут увеличиваться. В 2010 году они станут в полтора раза выше, чем сейчас. В планах - повышение до 4900 рублей пособия по безработице. Наверное, эта мера оправданна, потому что безработица в следующем году станет реальным фактором нашей жизни. Единственно, что бы я предложил, ужесточить доступ к этому пособию. Потому что 4900 рублей для некоторых регионов - это уже неплохие деньги, на которые можно существовать. Однако пособие по безработице должно стимулировать человека искать работу.
Нам также предстоит вложить серьезные деньги в реорганизацию здравоохранения и образования, о чем тоже говорил премьер-министр. Именно эти отрасли "куют нам здоровый и умный" человеческий капитал, без которого невозможно обеспечить прорыв к инновационной экономике. Кроме того, с 1 декабря в среднем на треть повышается заработная плата федеральным бюджетникам. Это, правда, уже заложено в бюджет. Но регионы должны будут, видимо, сделать то же самое в 2009 году в отношении своих бюджетников. А их больше в три раза, чем федеральных.
И здесь возникает еще один вопрос: "А что будет в 2010-2011 годах?" 2009 год, думаю, мы можем спокойно пережить благодаря всем этим маневрам. А потом? То, что предложил Владимир Путин, это, конечно, расчет на то, что экономическое оживление в России начнется уже в следующем году. А если будут проблемы? По разным оценкам и международных, и российских экспертов, кризис может затянуться не на один, а на два-три года. И тогда что мы будем делать с бюджетом 2010 года? Снижение объема налогов может продолжаться, а социальные обязательства надо увеличивать. Так что, наверное, нам надо срочно задуматься о пересмотре бюджетной системы. Я имею в виду структуру расходов, перераспределение обязательств и функций между различными уровнями власти.
Видимо, ситуация подталкивает нас к тому, чтобы дать больше бюджетной самостоятельности муниципалитетам и регионам, которые несут значительную часть социальной нагрузки. Наверное, имеет смысл посмотреть по-новому на целый ряд тех статей, которые есть сейчас в федеральном бюджете, но в новых условиях не так эффективны, не так насущны. Прежде всего это прямые государственные инвестиции, которые, как известно, часто вообще уходят не туда, куда государству хотелось бы. Это, конечно, и расходы на содержание чиновничьего аппарата, который очень сильно раздулся.
Снова, видимо, мы подходим к ситуации решения вопроса о роли государства в экономике. Да, в эти непростые времена оно, безусловно, должно быть во главе нашего движения от кризиса. Но кроме чисто денежных вливаний есть и более тонкие методы, например, косвенное регулирование через законодательную базу. Собственно, об этом и говорил Владимир Путин, предлагая налоговые преференции. Например, увеличили амортизационную премию - отлично. Предприятия смогут больше денег откладывать на инвестиции, быстрее менять оборудование. И это более эффективно, чем просто раздать деньги. Мне кажется, такой поворот в регулировании государством экономики надо активно развивать по всем направлениям. А не создавать себе проблем, как сейчас с банками, получившими внушительную госпомощь. Теперь в ручном режиме приходится следить, куда же эти деньги делись: ушли ли они на кредитование реальной экономики или потрачены на покупку валюты и вывезены за границу.
Все эти вопросы напрямую связаны с нашим бюджетным будущим в 2010-2011-м и последующих годах. Именно сейчас их надо публично обсуждать, пока для этого есть время, пока 2009 год еще не наступил. И пока у нас еще есть ресурсы, чтобы поддерживать в нормальном состоянии нашу валюту, точечно помогать отраслям и предприятиям. А дальше нужно выставлять более современную, тонкую рыночную политику.
Это, кстати, касается и поддержки малого бизнеса. Сегодня малый бизнес больше страдает не от того, что у него нет кредитов или не хватает оборотных средств, а от беспредела чиновников, от массовых проверок, от того кошмара, который сваливается на него каждый день. И то, что премьер-министр в очередной раз акцентировал внимание на малом бизнесе, - это сигнал, посланный в регионы, чтобы его оставили в покое. Теперь административно и с помощью общественных организаций необходимо наладить жесткий контроль и отслеживать все случаи давления на предпринимателей.
Именно малый бизнес в преддверии возможных осложнений на рынке труда может быстро создать новые рабочие места. Дать заработок тем, кто окажется не у дел после закрытия предприятий, после "оптимизации персонала" на тех производствах, которые останутся. Крупный бизнес менее поворотливый. А малый может в оперативном режиме реально поддержать и экономический рост, и сыграть смягчающую роль в решении социальных проблем.