03.12.2008 03:00
Авто

Власти намерены оградить рынок от ввоза иномарок старше 5 лет

Текст:  Владимир Баршев
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4804)
Читать на сайте RG.RU

Для защиты автопрома российские власти намерены в ближайшее время оградить отечественный рынок от ввоза бэушных иномарок старше пяти лет. А для активизации вторичного рынка предлагается снять налог на добавленную стоимость с продажи подержанных машин. Подешевеют ли машины? Несмотря на сокращение их выпуска, некоторые производители, тем не менее уже объявили о повышении цен.

Таких темпов по выпуску машин, которые были зафиксированы в этом году, страна никогда не знала. За 9 месяцев производство автомобилей выросло почти на 20 процентов. Это не только наши традиционные заводы, но и отверточная сборка иномарок, на счету которой более 500 тысяч машин. Промышленная сборка выпустила более 300 тысяч автомобилей.

Но все, что было произведено на волне повышенного спроса, увы, оседает на складах в ожидании покупателя. Спрос упал. На это повлияло сразу два глобальных фактора. Во-первых, традиционное сезонное снижение покупательной активности. Ноябрь у автопродавцов вообще считается мертвым. Искушенные покупатели терпеливо дожидаются традиционных сезонных скидок и прочих бонусных программ, чтобы приобрести "за те же деньги больше автомобилей". Во-вторых, спрос подкосил вирус финансового кризиса. И уже в сентябре количество желающих приобрести новый автомобиль сократилось на 20 процентов. В итоге на заводских складах скопилось около 300 тысяч автомобилей. Треть из них - отечественные "Жигули" и "Лады". Остальное - иномарки.

Надо сказать, что накануне кризиса автомобилисты предпочитали автомобили подороже. Цены на машины поднимались благодаря падающему доллару и растущему спросу. К тому же сравнительно дешевые автокредиты давали возможность выбрать машину попрестижнее и понавороченнее. В результате за 9 месяцев этого года средняя цена четырехколесного друга выросла на три тысячи долларов - с 19 до 22 тысяч долларов. Это - по всему спектру автомобилей. А в области иномарок, как сообщает агентство "Автостат", средняя цена увеличилась с 24,5 тысячи до 27,2 тысячи долларов.

Единственные машины, спрос на которые почти не упал, это автомобили премиум-класса. Те, кто ездил на BMW или Mersedes, не спешат менять ни марку, ни класс машины. К тому же при нынешнем падении цены вложение в эти машины может оказаться неплохим инвестированием средств. Ведь это пока их не покупают. Эксперты прогнозируют падение цен лишь до февраля месяца. А потом они традиционно должны пойти вверх. А в помощь этому взлету цен - новые таможенные пошлины, которые ограничат ввоз иномарок "в возрасте".

Вроде бы продавцы прижаты к стенке и должны начать скидывать цены. И многие дилеры уже начали это делать. Однако вопреки ожиданиям уже сегодня о повышении цен объявили сразу несколько производителей. Toyota с 8 декабря поднимает цены на импортные модели в среднем на 6,5 процента, привязав их к курсу доллара. Ford повысит цены с 1 января 2009 года на весь свой модельный ряд на 5 процентов. Подорожали отдельные модели Mazda на 5-7 процентов. Hyundai с начала 2009 года намерена поднять цены на весь модельный ряд на 2 процента. Готовится повысить цены в начале года и Subaru. Nissan пока еще не принял окончательного решения. В представительстве компании сейчас проводится анализ курса доллара.

Именно от него, по словам директора агентства "Автостат" Сергея Целикова, зависят все производственные расходы поставляемых на российских рынок автомобилей. Растет доллар - растут и цены на японские, корейские и американские автомобили. Рост японской иены, понятно, отражается на ценах японских машин. Рост евро - на ценах европейских производителей. И дальнейшая динамика цен будет зависеть от курса рубля к валютам, от уровня инфляции и роста тарифов естественных монополий. Так, например, в первой половине года на 60 процентов подорожала листовая сталь. Соответственно, отечественные производители тоже должны поднять цены на конечную продукцию. И так далее... Так что в ближайшие три года автомобили в рублях будут иметь склонность к подорожанию. А вот в ближайшие месяцы еще будут достаточно серьезные распродажи со снижением стоимости до 15-20 процентов, считает Сергей Целиков.

Эксперты прогнозируют, что те автолюбители, которые сейчас отложили покупку до лучших времен, примут решение приобрести более дешевую и менее укомплектованную, чем рассчитывали ранее. А то и вовсе отдадут предпочтение б/у автомобилю.

Но так как пошлины возрастут, то стоимость подержанных автомобилей тоже может увеличиться. Причем радикально настроенные эксперты грозят чуть ли не 20-процентным подорожанием. Как бы то ни было, но отмена НДС на продажу подержанных машин все же может смикшировать ценовые настроения.

По мнению законодателей, эта норма позволит сделать более привлекательными подержанные машины, которые были проданы в стране ранее, а также дать стимул системе trade in. Ведь не секрет, что люди не спешат покупать подержанные машины в автосалонах. Слишком уж большие накрутки на них. За эти деньги на рынке можно найти машину и посвежее, и поприличнее. А то и заказать понравившуюся откуда-нибудь из-за границы.

Без двойного налогообложения подержанные машины в российских салонах, по мнению дилеров, станут более привлекательными. Тем более что салон в отличие от перегонщиков проводит предпродажную подготовку автомобиля и дает гарантию на него.

По словам Сергея Целикова, за последние 3 - 4 года в страну, по данным Федеральной таможенной службы, было завезено порядка 5 миллионов автомобилей. Сейчас около миллиона машин выходит на вторичный рынок. Через салоны или по системе trade in реализуется процентов 10-15. В Москве, может быть, 20. После того как снимут двойное налогообложение, торговля такими машинами по белым схемам увеличится до четверти от всех авто, проданных на вторичном рынке. А через 3-4 года, возможно, 50 процентов этих машин будет реализовываться через дилерские центры.

Тем более что на этот рынок в ближайшее время планируют выйти весьма серьезные мировые дилеры.

Легковые авто