16.12.2008 04:15
Авто

В разгар кризиса Россия осталась лучшим в мире рынком для автопроизводителей

Но и для него, и для других иностранных автопроизводителей Россия остается лучшим в мире рынком
Текст:  Юрий Звягин (Санкт-Петербург)
Российская Бизнес-газета - : №0 (683)
Читать на сайте RG.RU

На месяц, с 24 декабря по 21 января, будет остановлен конвейер завода Форд во Всеволожске. Работников, как сообщили нам в пресс-службе компании, отправляют в вынужденный отпуск с оплатой двух третей зарплаты.

Таким образом, старейшее в России детище "отверточного" бума, крупнейший по объемам производства завод иностранного автомобильного концерна на нашей земле первым отреагировал на мировой кризис. Заводы Тойоты и Дженерал Моторс в Петербурге пока конвейеры не останавливают: они только-только запустились, и производство там невелико.

В 2008 году в России будет продано 2,85 миллиона легковых автомобилей. Это на 400 тысяч больше, чем в прошлом году, но на 300 тысяч меньше, чем прогнозировали. Торможение началось еще в апреле, к августу продажи упали до 240 тысяч, сейчас в месяц продают 210 тысяч машин. Хуже всего обстоят дела у чисто российских авто, но и "русские иномарки" откатились на рубежи годичной давности.

Однако решение фордовского руководства пока все-таки уникальное. На Западе темпы падения реализации намного больше (от 30 до 50 процентов в США и ЕС), поэтому производители предпочитают закрывать заводы там, а не в России. Сворачивать производство не собираются еще и потому, что не успели отбить инвестиции, а также ждут повышения пошлин на ввоз новых и подержанных иномарок. Это резко улучшит бизнес. Надежды на Россию столь велики, что Дженерал Моторс, будучи на грани банкротства, вводит в строй новый завод в Шушарах, а остановивший конвейеры Форд продолжает готовиться к выпуску новой модели. В феврале, скорее всего, будет открыто предприятие Ниссана, а традиционные поставщики Хендай уже в разгар кризиса, в начале декабря, подписали с правительством Петербурга договор о строительстве промышленного парка по производству комплектующих: семь южнокорейских компаний собираются вложить около 200 миллионов долларов. Производство заработает во второй половине 2010 года, синхронно с заводом Хендай в Каменке.

Делая ставку на Россию, производители задаются вопросом: достигло ли дна падение спроса? Российские эксперты отвечают: скорее всего, нет, и прогнозируют на будущий год снижение продаж до 2,6 миллиона штук, а восстановление уровня 2008-го - только в 2010-м.

Реальность этого прогноза зависит от того, как быстро восстановится кредитование - в 2007 году 47,5 процента автомашин было куплено по кредиту. Сейчас многие банки сворачивают программы и увеличивают ставки. И хотя доля кредитных машин упадет всего на процент, по подсчетам экспертов, это будет важный процент, который ударит по сектору авто ценой от 10 до 25 тысяч долларов. Это именно тот диапазон, на который ориентируются "русские иностранцы" (только Дженерал Моторс собирается выпускать в Петербурге более дорогие автомобили).

Предвидя риски, производители опережают их традиционно - ростом цен. С 8 декабря розничные цены увеличила Тойота, подорожали некоторые модели "Мазды", с 1 января то же делают Форд, Вольво, Субару. Что касается "Лады", ее машины тоже подорожают, но меньшими темпами.

Легковые авто