Название излюбленного предрождественского мероприятия немцев весьма торжественное: "празднование на предприятии". Будь то гимназия, адвокатская контора или крупный концерн, собраться в кругу коллег накануне Рождества для немцев - святое дело.
На подобных торжествах немцы разухабисто наверстывают то, что не успели или не сумели получить в рабочие будни: слегка поприставать к хорошенькой секретарше, иногда даже надраться до упаду, нацепить глупый новогодний колпак с помпончиком или выпить на брудершафт с шефом. При встрече в офисе на следующей неделе такие героические поступки, естественно, забываются и стыдливо замалчиваются.
Места проведения рождественских праздников разнятся в зависимости от масштаба предприятия, его финансовых возможностей и направления деятельности. В крупных концернах мероприятия "для народа" и "для верхушки", конечно, разделяются. В основном каждый отдел или цех проводят свои праздники сепаратно. Обычно снимается кафе или пивной ресторан, куда сотрудник может прийти со своей второй половиной.
Праздники оплачиваются в основном из казны предприятий. Цена вопроса не должна превышать 110 евро на сотрудника, даже если он придет не один: ведь именно расходы ниже этой суммы не облагаются подоходным налогом. Так что стоимость блюд заранее оговаривается с рестораном, а за напитки, в том числе алкогольные, работникам небольших фирм нередко приходится платить самим.
Производственная философия некоторых компаний не позволяет им опускаться ниже пятизвездочного отеля на зимнем курорте с торжественным вечером под шампанское и икру, тайским массажем и коллективным лыжным спуском с горы. Небольшие предприятия могут загнать своих сотрудников и в плохо отапливаемый пивной шатер. У совсем мелких фирм принято скромное совместное времяпровождение в боулинге или театре-варьете.
Обязательна на фирменных праздниках развлекательная программа. И, по правде говоря, чем глупее - тем лучше. Тут и викторины с раздачей смешных подарков, и шуточные аукционы, на которых фирма, кстати, может сплавить залежавшуюся продукцию, да еще заработать фото на первой странице местной газеты за пожертвование выигрыша какому-нибудь благотворительному фонду.
Совершенно непринято у немцев привлекать на корпоративный праздник знаменитостей разного рода. Для этого в Германии существуют специальные агентства, поставляющие профессиональных танцовщиков и певцов, которые в любом случае создают празднику веселый фон. А вот известные певцы или актеры театра и кино не имеют возможности подзаработать на "халтуре".
Вечная тема после рождественских праздников на предприятии - угрызение совести. За серьезный флирт с коллегой из соседнего отдела, так же, как и за чрезмерное потребление глинтвейна, порой приходится платить несоразмерную плату. После рождественских вечеров, по сообщению "Берлинского курьера", в каждой шестой берлинской семье происходит брачный крах.
Самый "звездный" скандал случился с шефом футбольного клуба "Бавария" Францем Беккенбауэром. После одного из празднований Рождества у него родился внебрачный сын. Бульварная пресса долго муссировала подробности его появления.
Кстати
В кризисное время некоторым предприятиям приходится все-таки отказываться от запланированной роскоши. Например, полностью разорившийся Баварский земельный банк был вынужден в этом году отменить праздник в мюнхенском люкс-отеле "Баварский двор". Поскромнее придется обращаться и с подарками. Так, в этом году немецкие предприятия постараются включить стоимость подарка в пресловутые не облагаемые налогом 110 евро. Иначе придется выложить на 25 процентов больше. А кто же захочет испортить себе праздник мыслями о долгах, которые потянутся в новый год?