16.01.2009 18:20
Авто

Продажи новых машин в России могут сократиться на 19 процентов в 2009 году

Текст:  Роман Полоник
Читать на сайте RG.RU

Автомобильный комитет Ассоциации Европейского бизнеса (АЕБ) в России ежемесячно рассылает пресс-релизы со статистикой продаж почти всех продающихся в России иномарок. Конечно, статистика продаж интересна в основном профессионалам. Вряд ли вы или ваш сосед при покупке новой машины будет руководствоваться тем, какое место занимает  в итоговой табели о рангах Mitsubishi или Hyundai какая из моделей входит в Топ-25 самых продаваемых в России автомобилей. Но цифры тем не менее любопытные. К тому же вслед за рассылкой очередного релиза АЕБ созвал пресс-конференцию, на которой кроме итогов 2008 году, были объявлены и некоторые прогнозы касательно года 2009-го.

Во-первых, в целом рынок иномарок, несмотря на два последних месяца, все-таки вырос в 2008 году на 26%. И это еще хорошо, потому что крупнейший российский автопроизводитель АвтоВАЗ и вовсе потерял 6% в сравнении в 2007 годом. Кстати, доля российских брендов (а фактически одного АвтоВАЗа) сократилась с 46% в 2006 году до 29% в 2008-м.

Прогнозы на 2009 год менее утешительны. АЕБ вывел среднее арифметическое от прогнозов всех участников автомобильного комитета и получилось, что в наступившем году рынок новых автомобилей составит примерно 2,4 млн штук, а это на 19% меньше года прошедшего. Из-за пошлин и девальвации рубля цены тоже вырастут. Причем это коснется и импортируемых машин, и моделей российского производства.

Но нет худа без добра. Спад продаж новых машин может привести к тому, что в России наконец сформируется цивилизованный рынок реализации машин подержанных. Первый шаг к этому сделан как раз в 2008 году. Госдума отменила взимание двойного НДС при купле-продаже автомобиля по схеме "трейд-ин" (зачет стоимости подержанного автомобиля при покупке нового). Это значит, что сдавая машины в салон, продавцы секонд-хенда могут рассчитывать на более выгодные условия, а дилеры - предлагать более широкий выбор подержанных автомобилей.

И если до недавнего времени лишь немногие официальные дилеры занимались секонд-хендом, то с падением спроса на новые машины их отношение к б/у может измениться. Глава автокомитета АЕБ Дэвид Томас, кстати, не исключает прихода в России специализированных дилерских сетей, торгующих  подержанными автомобилями.

Кроме прогнозов, интересно изучить и то, что уже стало историей - то есть итоги 2008 года. Особых сенсаций тут нет. Десятку самых популярных у наших покупателей моделей вполне ожидаемо возглавляют Ford Focus. Chevrolet Lacetti и Renault Logan. Те же марки на первых местах в общем зачете. Но как объяснить столь сильную любовь россиян к кроссоверу Honda CR-V? Свыше 30 тысяч проданных машин в год и прибавка 257% в сравнении с 2007 годом! Вместе с парой седана и хетчбека Civic хондовский кроссовер обеспечил японской марке более чем двухкратный рост в 2008 году. Несмотря на небольшой модельный ряд, не очень расторопных дилеров и все внешние факторы, Honda выступила лучше всех на рынке (718% Seat не в счет - продажи испанской марки начались только летом 2007 года).

Такие всплески "любви" к той или иной марке или модели - признак нестабильности рынка. Объем нашего авторынка - уже один из крупнейших в Европе, а структура пока сырая. Вчера мы любим Mazda, сегодня Toyota, завтра еще кого-нибудь.

В числе "любимцев" прошедшего года  в основном европейские марки - Opel, Peugeot, FIAT, Skoda, Volkswagen, SsangYong. Причины их успеха как раз более очевидны. Это либо сбалансированный модельный ряд (Opel, Peugeot)  без крена в сторону одной суперпопулярной модели, либо развитие местного производства (FIAT, Skoda, Volkswagen, SsangYong) и, как следствие, снижение цен на массовые модели.

Но как будет развиваться рынок в нынешнем году, не знают даже самые проницательные эксперты. Ведь прогноз о снижение продаж на 19% - это только один из вариантов развития ситуации.

Легковые авто