20.01.2009 06:00
Авто

В Нижнем Новгороде и в Набережных Челнах возобновили работу автозаводы ГАЗ и КамАЗ

Вчера в Калуге открыли новый завод "Вольво", а рабочие ГАЗа и КамАЗа вернулись в цеха
Текст:  Светлана Брайловская (Казань) Алексей Иванов (Нижний Новгород) Владимир Петров (Калуга)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4830)
Читать на сайте RG.RU

Три заметных события одновременно произошли вчера на авторынке России. В Калуге открылся новый автозавод "Вольво" по производству грузовиков. А в Нижнем Новгороде и в Набережных Челнах возобновили работу крупнейшие автозаводы ГАЗ и КамАЗ. Напомним, они вынужденно остановили свою работу в конце прошлого года.

Что касается автозавода "Вольво", то с его конвейера в этом году сойдет 15 тысяч машин. Каждая - стоимостью 100 тысяч долларов. Инвестиции в проект составили более 3,5 миллиарда рублей, или 100 миллионов евро. На предприятии будут работать около 1000 человек.

Кризисные условия, в которых начинается калужское производство, никак не меняют стратегических задач, поставленных руководством концерна. Об этом на открытии предприятия заявил генеральный директор предприятия "Вольво" в России Ларс Корнелиуссон: "Производить коммерческие грузовики в России по-прежнему выгоднее, чем завозить готовую продукцию". Несмотря на сокращение рабочих мест на европейских заводах "Вольво" и снижение уровня продаж, российский рынок остается по-прежнему перспективным. Продажи в России идут очень хорошо, и это вселяет оптимизм, подчеркнул Стаффан Юферс.

Калуга для строительства завода была выбрана по нескольким причинам. Главной из них Ларс Корнелиуссон назвал беспрецедентную поддержку, которую компании оказывало областное руководство на всех стадиях организации производства. Повлияло и стратегически выгодное расположение Калуги на пересечении трех федеральных трасс.

Свое производство в Калуге компания начинает со сборки грузовых автомобилей Volvo FM и FH. Через несколько месяцев в соответствии с графиком начнется и производство грузовиков "Рено". В индустриальном парке "Калуга Юг", где построен завод, вместе со сборочным производством вскоре начнется и производство автокомпонентов.

Заместитель губернатора Калужской области Максим Акимов позволил себе помечтать, сказав, что у руководства области есть надежда на то, что через 5-10 лет здесь же расположится и центр по проектированию узлов и деталей для новых моделей автомобилей. По словам министра экономического развития областного правительства Максима Шерейкина, появление столь крупного игрока и налогоплательщика на рынке труда можно только приветствовать. Всего, по данным министра, компании "Вольво", "Фольксваген", "Пежо-Ситроен", "Самсунг" "Рено", вложившие крупные инвестиции в экономику области, дадут калужанам в ближайшие пять лет 15 тысяч рабочих мест.

А на КамАЗе, как сообщил корреспонденту "РГ" директор департамента по информационной политике Владимир Самойлов, на свои рабочие места вернулись все сотрудники предприятия. В ближайшее время заводчанам предстоит выполнить заказ министерства обороны России. На протяжении двух недель предприятие планирует работать по 5-дневному графику. Но дальнейшее расписание будет зависеть от многих факторов и в первую очередь - от числа заказов. Пока что производственный план автогиганта на 2009 год остается в силе - завод наметил выпустить 47 тысяч большегрузов, из них 11 тысяч - на экспорт, прежде всего для Казахстана, Украины и стран Средней Азии. Однако и он может быть скорректирован. Как сказал Владимир Самойлов, "предприятие оперативно реагирует даже на малейшие изменения на рынке, поэтому вероятность того, что заводу придется перейти на 4-дневную рабочую неделю, не исключена". Сотрудники предприятия к такому повороту событий уже готовы. О возможном переводе на сокращенную неделю их предупредили еще в декабре. И если во время вынужденных каникул они сохраняли за собой 2/3 своего заработка, то при переходе на 4-дневную неделю сотрудники будут получать по факту, то есть за отработанные часы. Но не меньше, чем за 32 часа, как того требует трудовое законодательство.

Горьковский автомобильный завод перешел пока что на трехдневную рабочую неделю. По сути, каникулы для большинства автозаводцев длились около месяца - конвейер был остановлен еще в 20-х числах декабря. Раньше всех на работу в январе вышли сотрудники отдела сбыта - необходимо было продавать то, что было произведено ранее. Остальные подключились к работе только вчера. На ГАЗе отмечают, что трехдневная рабочая неделя - наиболее мягкий из возможных вариантов в плане решения социальных проблем. Иными словами - лучше уж такая работа, чем совсем никакой. При этом ГАЗ возобновил работу после новогодних каникул раньше остальных отечественных автозаводов. Что касается рабочих, то они получают зарплату ровно за то время, что провели на производстве. В пресс-службе ГАЗа отметили, что это составляет примерно 2/3 от месячного оклада. Как долго завод будет работать в таком режиме, пока неизвестно.

Напомним, что ранее ГАЗ объявлял о намерении сократить 1200 человек, или около 3 процентов персонала. Эти сокращения пришлись на январь текущего года.

Легковые авто